Так выглядит будущее

26 Августа 2003

Наш специальный корреспондент на VI Российском международном автомобильном салоне в Москве Ольга Ерашова рассказывает о первом дне работы выставки:

«Так выглядит будущее» – этот слоган мог бы стать девизом главного автомобильного шоу года в России, если бы организаторов Автосалона-2003 не опередила рекламная служба одной из известных зарубежных фирм. Традиционные устроители всех московских автомобильных выставок – ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» и британская компания “ITE Group” при содействии ЗАО «Экспоцентр» и под патронажем Торгово-промышленной палаты, правительств РФ и Москвы сумели собрать на рекордно выставочной площади в 50 тысяч кв. метров более 800 фирм-экспонентов из 31 страны мира.

Автомобилям и автобусам пришлось поделиться «жилплощадью» с компонентами, запчастями и материалами для их производства – примерно пятьдесят на пятьдесят. Несмотря на давно уже ведущиеся скептические разговоры относительно скорой смерти российского автопрома, нынче значительно возросло количество отечественных производителей, пожелавших показать себя и посмотреть на других в выставочном комплексе на Красной Пресне. Да и качество их продукции уже не выглядит, как в былые годы, ущербной на фоне множества иномарок и комплектующих к ним.

КАМАЗ по традиции занял свое излюбленное место – слева от главного входа в центральный выставочный павильон. Ранним утром, едва были установлены стенды, нашу экспозицию оккупировали первые посетители автосалона. По продуманному и неординарному подбору экспонатов КАМАЗ заметно отличается от своих основных конкурентов на внутреннем рынке грузовых автомобилей. «Удивить так удивить», – решили, наверное, челнинцы. «Такого я еще не видывал на выставках наших автозаводов», - это первые отклики москвичей и гостей столицы, знакомящихся с нашим двухосным самосвалом марки 53605, малотоннажным низкорамником 4307, первым «КамАЗом» в капотном исполнении (4355) и другими экспонатами. Живая легенда – гоночный грузовик «КамАЗ-4911», неоднократный триумфатор «Дакаров» и победитель только что завершившегося ралли по Турции, стал настоящим объектом поклонения автолюбителей. Аналогов этому супервнедорожнику на автосалоне просто нет.

Изумление на лицах посетителей застывало при осмотре туристического автобуса «НефАЗ-52991», совместного продукта КАМАЗа и его дочернего предприятия в Нефтекамске (Башкортостан). «Неужели это сделано у нас, не может быть!» - воскликнул московский дизайнер Алексей Куклин, работающий сейчас в японской «Хонде» по приглашению этой фирмы. Представители шведской «Скании» в России долго не могли поверить, что сиденья этого автобуса сделаны в Набережных Челнах, руками мастеров фирмы «РИАТ», давнего партнера и спутника Камского автозавода в мире научно-технического и технологического прогресса. Туристический автобус «НефАЗ», как заявили нефтекамцы, уже сейчас может быть изготовлен по предварительному заказу за три месяца, включая доставку и монтаж импортной комплектации, пока еще не выпускаемой отечественной промышленностью.

Кстати, на автосалоне очень много автобусов самого разного класса и вместимости. Большинство заводов, изготовивших их, решили, судя по заявкам, расклееным на экспонатах, претендовать на победу в специальном конкурсе для этого вида техники, итоги которого будут подведены 29 августа.

По мнению конструкторов и специалистов по маркетингу и продажам, работающих на выставке, КАМАЗ попал в точку и с выбором двигателей и силовых агрегатов для оснащения своих грузовиков и автобусов. Вся техника укомплектована моторами экологического уровня «Евро-2», с которыми наш отечественный покупатель только-только начал знакомиться и которые станут полновластными хозяевами в российском автопроме с начала будущего года. Потребитель еще не готов «переварить» макетные образцы двигателей «Евро-3», которыми, забегая вперед, пытаются удивить на автосалоне другие заводы России и стран СНГ. Ни сервисные службы, ни уровень развития компьютерной оснастки и диагностики в Отечестве пока недостаточно развиты для технического обеспечения этой экологической высоты. Камазовская пилюля – ударная доза моторов «Евро-2» – это как раз то, что россиянам предстоит освоить в ближайшие годы. Эпоха «Евро-3» еще впереди, к ней КАМАЗ готовится сам и, идя навстречу будущему, подготавливает свои перспективные разработки. Опережая при необходимости своих конкурентов. Так, на выставке не видно аналогов газовому двигателю «КамАЗ-820.53-260».

Резюмируя все высказывания автолюбителей и специалистов, можно утвеждать, что экспозиция КАМАЗа на автосалоне вполне конкурентоспособна на фоне лучших автопроизводителей мира.

Автосалон-2003 окрашен преимущественно в цвет «серебристый металлик» самых разных оттенков. Большинство легковых автомобилей одеты именно в такой наряд. Благородное серебро прочно утвердилось в мировой автомоде. Камазовская «Ока» с двигателем фирмы «Daewoo» - не исключение. Посетители с нескрываемым интересом заглядывают под капот этой и другой микролитражки – с инжекторным двигателем АвтоВАЗа, первого разработчика самой экономной машины в России.

Кстати, сами «родители» единственного пока отечественного автомобиля класса «А» представили на автосалоне следующее поколение своего детища, разработанное и изготовленное по заказу КАМАЗа и Серпуховского автозавода, - демонстрационно-дизайнерский макет автомобиля класса «люкс» с условным названием «Ока-2». Ведущий дизайнер проекта Александр Колпаков сказал: «Это то, что мы хотим видеть как российскую микролитражку будущего».

«Ока-2» на 150 мм длиннее и на 100 мм шире той, которую знают потребители. В нее установлен двигатель вазовской «десятки» с общим объемом цилиндров 1,5 литра. По мнению А. Колпакова, автомобиль будет претендовать на звание самого скоростного, динамичного и в то же время маневренного транспортного средства российского производства. Пока еще он, можно сказать, бесценный, поскольку изготовлен в единственном экземпляре. Но ориентировочная стоимость микролитражки «люкс» для потребителя всего лишь на уровне нынешней «пятерки» - около 3 тысяч долларов.

Таким, впрочем, выглядит будущее не только «Оки», но и всей перспективной техники КАМАЗа - современной по качеству, техническому оснащению, комплектации, комфортабельности и другим потребительским свойствам, но в то же время не выходящей из ценовой ниши, приемлемой для покупателя.