Тормоза для газа

6 Июня 2013

Для «КАМАЗа» газовая тематика – одно из основных направлений бизнеса, и компания официально признана «законодателем мод» в России по данному вопросу. Но препятствий для развития «газомоторного» сегмента в нашей стране ещё предостаточно.

Страны, заинтересованные этой тематикой, считают долгом поддержать своих автопроизводителей, выпускающих газомоторную технику. Швеция стимулирует покупателей таких машин налоговыми льготами, Италия и Германия – выплатой единовременных премий, компенсацией части затрат на покупку новых и на переоборудование машин для работы на КПГ. В США по закону 2009 года из бюджета субсидируется до 80% дополнительной стоимости чисто газового автомобиля и до 50% дополнительной стоимости двухтопливного автомобиля.

В прошлом году российское правительство приняло решение о софинансировании закупки регионами РФ 641 пассажирского автобуса на газомоторном топливе: доплатить регионам по 2,5 млн. рублей за каждый газовый автобус. Регионы выбирали между автобусами большого класса – НЕФАЗ, ЛиАЗ и малого класса ПАЗ. Непосредственно для «КАМАЗа» это обернулось тендером (который был выигран) на поставку в 2013 году пилотным регионам 268 единиц пассажирских НЕФАЗов. Лидером закупок газовых автобусов в 2012 году (что логично) стал Татарстан. В числе немногих пилотных регионов, в нашей республике разработана специальная программа по развитию газомоторного рынка.

Пока, имея гигантские запасы природного газа, по количеству ГБА Россия занимает лишь 20-е место, уступая первенство Пакистану, Ирану и даже… Украине. Из официальных 86 тыс. газовых грузовых автомобилей и автобусов в стране, по оценкам камазовских аналитиков, большинство парка – машины, переоборудованные в частном порядке, а доля техники заводского исполнения в этой цифре – не более полутора тысяч единиц.

«Тормозов для газа» хватает. До сих пор в стране нет утверждённого технического регламента на производство и эксплуатацию автомобилей, работающих на сжиженном природном газе. Отсутствие развитой инфраструктуры АГНКС уже стало притчей во языцех, и у Газпрома, за которым закреплено это направление, немало вопросов по строительству автогазозаправочных станций (в частности, законодательно необходимо упростить требования к их строительству, сохранившиеся с прошлого века). Самым оптимальным представляется путь, которым идут, например, в Германии: создавая сеть МАЗК – многопрофильных автозаправочных комплексов.