ТРАНСОРИЕНТАЛЬ – 2008: ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

19 Июня 2008

Прошли первые шесть этапов из шестнадцати предусмотренных на международном внедорожном ралли-рейде «Трансориенталь-2008» по маршруту «Санкт-Петербург – Астана – Пекин» общей протяжённостью 10800 км.

Перед стартом: основные соперники подняли перчатку

Марафонская гонка стартовала 12 июня. Уже на технической и административной проверке, состоявшейся накануне, стало ясно, что это ралли по своему размаху, сложности и зрелищности будет способно конкурировать с таким авторитетным явлением в автоспорте, каковым в течение 30 лет был всем известный «Дакар». Для участия в нём заявились более 300 гонщиков и экипажей из 25 стран мира – на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. Среди них многие победители и призёры крупнейших марафонов последних лет. Как всегда, самый обширный отряд раллистов – мотоциклисты. В автомобильном зачете изъявили желание выступить более полусотни участников, в том числе и знаменитые багги Жан-Луи Шлессера. В классе грузовиков, где на любых соревнованиях одним из фаворитов традиционно становится семикратный победитель «Дакара» – российская команда «КАМАЗ-мастер», на старт вышли их основные соперники из команд, представляющих ведущие «автомобильные конюшни» Европы – MAN, DAF и GINAF. Одному из них, Хансу Стейси, в 2007 году даже удалось опередить российских гонщиков на «Дакаре».

Раллийная трасса, проложенная по территориям России, Казахстана и Китая, обещала грязевое бездорожье, лесные лабиринты, узкие горные тропы, природные трамплины, степи и пески. И, соответственно, множество трудностей, опасностей, коварных сюрпризов и эффектных эпизодов спортивной борьбы.

Еще не начавшись, новый ралли-рейд уже является объектом пристального внимания спортивной общественности и мировых СМИ. Освещать перипетии гонки намерены 30 ведущих спортивных и новостных телевизионных каналов в более чем 100 странах мира, на пяти континентах земного шара.

11 июня вечером на Дворцовой площади Санкт-Петербурга прошла красочная торжественная церемония представления участников ралли-марафона. Команду «КАМАЗ-мастер» и зарубежных спортсменов приветствовали многочисленные поклонники и болельщики, приехавшие в Северную столицу из разных городов России.

Три камазовских боевых экипажа вобрали в свои составы весь цвет отечественного внедорожного автоспорта:
1) Владимир Чагин – Сергей Савостин – Эдуард Николаев;
2) Фирдаус Кабиров – Айдар Беляев – Андрей Мокеев;
3) Ильгизар Мардеев – Вячеслав Мизюкаев – Андрей Каргинов.

Руководитель «КАМАЗ-мастера» Семён Якубов решил на этот раз полностью сконцентрироваться на обязанностях менеджера команды. Но на пресс-конференции перед стартом он не исключил возможности того, что в будущем вернётся на своё привычное место штурмана одного из гоночных экипажей.

Этап первый: тактика традиционная

Следующим утром экипажи вышли на старт специального участка (71,5 км) недалеко от Санкт-Петербурга. Первый и самый короткий скоростной участок был проложен в живописной лесной местности со смешанным, включающим вязкие пески покрытием трассы с очень ходовыми просеками и опушками. Первый бивуак гонки раскинулся в селе Рогачёво Московской области. Всего в этот день гонщики преодолели 840 километров пути.

На спринтерской в масштабах марафона дистанции самым резвым был GINAF очень амбициозного и не унывающего, несмотря на ряд чувствительных неудач, Герардуса де Роя из Королевства Нидерланды. Полторы минуты проиграл своему соотечественнику Ханс Стейси на грузовике МАN. Всего в шести секундах от него на финиш спецучастка прибыл экипаж Фирдауса Кабирова, а вслед за ним – экипаж Владимира Чагина. Ильгизар Мардеев был девятым, уступив лидеру менее 10 минут.

С первых же километров дистанции завязалась напряженная борьба в грузовом зачете. Соперники «КАМАЗ-мастер» построили к этому марафону новые грузовики, технически более совершенные, чем те, что у них были готовы к последнему африканскому марафону. «КАМАЗ-мастер» пока выступает на той же самой технике, что прошла сертификацию перед несостоявшимся стартом «Дакара-2008».

Новый MAN Ханса Стейси и GINAF Герардуса де Роя с самого начала взяли спринтерский темп и шли на пределе своих возможностей. Экипажи КАМАЗов спокойно выдержали натиск соперников, хотя им тоже пришлось взвинтить ритм. Соперники остались верны своей традиционной тактике ведения марафонской гонки.

Этап второй и третий: не выдержал мост…

На втором этапе, легковые автомобили и грузовики стартовали вперемешку, в соответствии с результатами, показанными на предыдущем этапе. 13 июня участники внедорожного марафона «Transorientale» доехали до Воротынского района Нижегородской области, оставив позади более полутора тысяч километров. Правда, из них гоночными были только немногим более 150 километров.

Проблема с пыльностью на просёлочных дорогах была решена с помощью прошедшего накануне дождя. К сожалению, организаторы совершили недопустимую ошибку при прокладке маршрута, посчитав, что один из ветхих деревянных мостов на 9-ом километре спецучастка выдержит тяжёлую гоночную технику. Стартовавшие первыми мотогонщики успели проскочить «узкое место», первые семь участников автомобильного и грузового зачета также благополучно миновали это строение прошедшего века. Но дорожный мост захрустел под тяжестью грузовика Фирдауса Кабирова, а затем и рухнул. Мосты самого КАМАЗа, естественно, в порядке.

Организаторы приняли решение сократить скоростной участок и дать повторный старт от второго контрольного пункта. Зачетное время восьми экипажей, успевших преодолеть препятствие, тоже считалось от второго контрольного пункта. В результате поздравления с победой на этапе принимал экипаж Владимира Чагина, на 14 секунд опередивший Ханса Стейси, Фирдаус Кабиров финишировал третьим в 2 минутах 44 секундах от лидера. Шестым завершил дистанцию Ильгизар Мардеев (он уступил лидеру 5 минут 50 секунд).

Таким образом, по сумме двух этапов в марафоне Санкт-Петербург – Пекин в лидеры вышел голландец Ханс Стейси (его время 1 час 42 минуты 05 секунд), на вторую позицию поднялся Владимир Чагин (пока что он уступает лидеру 1 минуту 13 секунд). Третий – Фирдаус Кабиров (отставание 2 минуты 36 секунд). Отставание занимающего седьмую строчку по сумме Ильгизара Мардеева составило 13 минут 31 секунду.

Проливные дожди и грозы вынудили руководителя гонки Рене Метжа отменить 153-километровый специальный участок Казань – Мамадыш, и 570 километров до следующего бивуака в Елабуге караван прошёл по шоссе.

Елабуга встретила гонщиков замечательной погодой и горячим приемом зрителей и болельщиков, многие из которых прибыли из соседних Набережных Челнов. Не удивительно, ведь в этом городе находится штаб-квартира команды «КАМАЗ-мастер» и ее уникальный спортивный центр. Именно сюда пригласил соперников руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семён Якубов, продемонстрировав истинное гостеприимство и открытость. Руководители и ведущие гонщики команд MAN, DAF и GINAF получили возможность ознакомиться с этой «кузницей» камазовских побед, где строятся спортивные грузовики, работают и тренируются члены команды.

Этап четвёртый: в борьбу вмешалась… природа

Борьба возобновилась ранним утором 15 июня на этапе «Елабуга – Мраково». С рассветом участники отправились на 100-километровую дорожную связку до старта 125-километрового спецучастка в Мензелинске. Кроме обещанной сложной навигации на этом спецучастке, маршрут которого местами пролегал через лес, трудностей добавило немалое количество грязи. Во всяком случае, различить гоночные номера и иные опознавательные знаки на финишировавших мотоциклистах было невозможно. А несколько из них, застряв перед первым контрольным пунктом (где-то на 14-ом километре) блокировали трассу. Обойти узкое место удалось только двум участникам грузового зачета. После этого судьи приняли решение дать повторный старт от КП 1, но экипажи Фирдауса Кабирова и Ханса Бекса уже получили отметку на втором КП (72 км.) и у организаторов не оставалось иного выхода, кроме как снова укоротить дистанцию. Быстрее других оставшиеся 53 километра прошел Герардус де Рой – его время 31 минута 08 секунд, всего 30 секунд уступил голландцу Фирдаус Кабиров, третьим финишировал Владимир Чагин (отставание 2 минуты 15 секунд). Четвертый результат дня у выступающего на Man ростовчанина Якова Мехтиева (отставание от лидера 2 минуты 39 секунд). Пятым финишировал Ильгизар Мардеев – он, кстати, по сумме этапов закрепился на шестом месте.

А по сумме этапов в лидеры вышли Кабиров и Чагин, причем разница во времени между двумя КАМАЗами составила всего 22 секунды. Третьим стал Ханс Стейси, уступая лидеру 1 минуту 24 секунды. Организаторам в очередной раз пришлось сокращать первоначальную дистанцию, на этот раз из-за ремонтных работ на нефтепроводе, вдоль которого была проложена часть маршрута, и от планировавшихся 295 километров осталось всего 112.

Этап пятый: лидеры меняются местами

Пятый день международного ралли-марафона «Трансориенталь», стартовал с бивуака в Мраково (Башкортостан). Участники преодолели 630 км, из который 294 км составили спецучасток.

Победителем пятого этапа ралли стал Ханс Стейси на MAN. Второе время с отставанием в 2 минуты 9 секунд показал экипаж Владимира Чагина, третье - Герардус Де Рой, отстав от лидера на 10 минут 30 секунд. Экипаж Ильгизара Мардеева сегодня на четвертой позиции, отставание от лидера составило 13 минут 39 секунд.

С неожиданной проблемой столкнулся экипаж Фирдауса Кабирова: произошла поломка двигателя – лопнула гильза цилиндра. Машина на буксире доставляется на бивуак, до которого от места поломки около пятисот километров. Ситуацию прокомментировал руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семён Якубов: «Соперники сильные, идет тяжёлая борьба, с переменным успехом. Проблемы на предыдущих этапах были у наших соперников, а сегодня с ними столкнулся один из наших экипажей. В целом, я результатом доволен».

Очередные изменения произошли в общем зачете, на первое место опять вернулся экипаж Ханса Стейси, Владимир Чагин отстает от него на 1 минуту 13 секунд, де Рой-младший занимает третье место. Экипаж Ильгизара Мардеева поднялся в итоговой классификации на 4-е место, а лидировавший еще за день до пятого этапа Фирдаус Кабиров переместился на восьмое место.