Трое – наверху, четвёртый – на подходе

12 Января 2011

На очередном этапе ралли-рейда «Дакар 2011» команда «КАМАЗ-мастер» одержала вторую подряд победу тремя экипажами сразу, и, благодаря этому, все три возглавили классификацию грузовиков после девяти этапов.

11 января, девятый этап «Копьяпо – Копьяпо», общая протяжённость – 270 км, длина спецучастка – 235 км.

В столовой ралли-рейда «Дакар 2011» самое популярное блюдо – это чечевичный суп. Не столь популярный в России, в Европе он считается очень полезным и питательным. А «лакомое блюдо» дорожного меню (если не участников, то уж во всяком случае, организаторов гонки) – это пески. Им каждый раз посвящается даже отдельный этап – круговой. В этом году «круг почёта» стал прощальным с гостеприимной страной под названием Чили. Завтра предстоит переезд через Анды – снова в Аргентину.

Изогнутая дорожная петля длиной 235 км «наброшена» на карту Чили севернее Копьяпо, где ралли останавливается третий год подряд. Особенность этапа – масс-старт для объединённой категории лёгкой гоночной техники: мотоциклисты и квадроциклисты отправляются в путь вместе, в соответствии с показанным ранее результатом, – сначала по десять, а потом и все 20 гонщиков сразу. Но опыт предыдущих ралли показывает: даже при такой толчее заблудившиеся в пустыне участники всё-таки бывают. Изредка срабатывает и стадный инстинкт: «вожак» ошибается в выборе курса – и все за ним…

Дюны, дюны и ещё раз высоченные дюны – вот краткая характеристика её пустынной трассы без видимого конца и края. Здесь масса работы для штурманов экипажей. Сколько гонщиков теряли раньше в этих коротких, но чрезвычайно коварных круговых этапах, все шансы на успех – не счесть. А сильные и умелые наоборот – делали здесь решающий шаг к победе или призовому месту в своей классификации.

Важным в этом смысле в классе грузовиков стал и предыдущий восьмой этап. КАМАЗ Владимира Чагина завершил его с небывалым результатом: он пришёл на финиш пятым (!) в объединённом зачёте легковых и грузовых автомобилей. Быстрее него были только четыре «туарега» фирмы Volkswagen. Даже сам Стефан Петрансель оказался позади него (между прочим, такое случилось однажды и в прошлом году). Причина – перегрев мотора его шустренького BMW, который время от времени приходилось охлаждать… с помощью воды из ведра (эту проблему решили механики команды BMW уже ночью после этапа). Вплотную к результату знаменитого француза приблизились и КАМАЗы, ведомые Фирдаусом Кабировым и Эдуардом Николаевым. И поэтому на девятом этапе со смешанным стартом камазовцы отправились в путь поочерёдно вслед за ним.

Начало этапа в классе грузовиков, как и днём ранее, прошло на удивление спокойно. Почти все экипажи ехали в своём темпе, хотя и очень высоком с точки зрения возможностей экипажей и их машин. Отставание чешского экипажа с пилотом Алешом Лопраисом от лидеров, Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, медленно продолжало расти. Остальные камазовские экипажи и казахстанское трио на КАМАЗе также были в тонусе. Когда на 77-м километре из-за технической неисправности более чем час простояла «Татра», у команды «КАМАЗ-мастер» появился повторный шанс одержать тройную победу. На 110-м километре, уже на выходе из песков на твёрдую почву под колёсами, чешская машина замерла вновь. Официальный сайт ралли сообщил, что экипаж занимается «садоводством», то есть пытается вызволить грузовик из песочного плена с помощью лопаты и других подручных средств. В итоге его проигрыш победителю составил чуть ли не 3 часа!

Таким образом, экипаж Эдуарда Николаева перешёл на третье место – как на этапе, так и по суммарному результату девяти гоночных дней. Может создаться впечатление, что на вершине турнирной таблицы теперь уже интригу создают только экипажи команды «КАМАЗ-мастер» в борьбе между собой. Пользуясь этим обстоятельством, западные СМИ немедленно поспешили объявить на весь мир, что победитель «Дакара» в классе грузовиков вскоре будет объявлен… внутренним распоряжением команды, и им, конечно же, станет экипаж «Царя». Но реальность тут же опровергла эти домыслы. Уже почти на финише КАМАЗ Владимира Чагина в очередной раз задержался в пути – примерно на 15 минут. Это позволило экипажу Фирдауса Кабирова одержать победу на этапе и вновь возглавить классификацию грузовиков. На «Дакарах» никто, ни от чего, никогда и ни при каких обстоятельствах не застрахован! Пример чешского экипажа и многих других фаворитов во всех классах техники – более чем наглядный.

Для российских болельщиков оставалась, правда, ещё одна заветная «интрига»: сумеет ли экипаж Ильгизара Мардеева присоединиться к своим товарищам и занять четвёртое место на этапе. Ведь «покер», то есть, применительно к внедорожному автоспорту, победа команды на этапе четырьмя экипажами сразу, – это едва ли не единственная вершина на «Дакаре», которую камазовцы ещё не покоряли, поскольку только в этом году выставили на главном ралли года четыре боевые единицы. Вплоть до последнего отрезка пути такой шанс, между прочим, сохранялся.

Однако для первых номеров команд на грузовиках IVECO и MAN это было бы уже слишком звонкой спортивной пощёчиной. Мало того, что они и до этого уже проигрывали экипажу Ильгизара Мардеева на быстрой техничке команды «КАМАЗ-мастер»! И испанец Пеп Вила и немец Франц Эхтер, пилоты экипажей на названных грузовиках, сделали всё, чтобы не допустить очередной неудачи. К тому же в этот день им на пятки наступал и казахстанский экипаж. А КАМАЗу № 518 и его экипажу для сверхуспеха не хватило каких-то полутора минут. Но гонка ещё продолжается. Сейчас Эхтер опережает четвёртый камазовский экипаж менее чем на 35 минут, а Вила даже проигрывает 1 час 50 минут.

Результаты девятого этапа в классе грузовиков

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 2:45:21 0:00:00
2 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 2:52:59 0:07:38
3 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 3:00:11 0:14:50
6 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 3:15:14 0:29:53
7 537 Артур Ардавичюс, Денис Березовский, Жанат Жалимбетов (все – Казахстан) КАМАЗ 3:18:23 0:33:02
18 504 Алеш Лопраис, Милан Холань, Йозеф Калина (все – Чехия) Tatra 5:34:10 2:48:49