Царский рывок – до своего места!

11 Января 2011

Захватывающая борьба на очередном этапе ралли-рейда «Дакар-2011» закончилась тройной победой команды «КАМАЗ-мастер»: экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова укрепили свои позиции лидеров в гонке года, молодёжный экипаж Эдуарда Николаева обосновался на четвёртом месте в общей классификации.

10 января, восьмой этап «Антофагаста – Копьяпо», общая протяжённость – 776 км, длина спецучастка – 508 км.

«Полная чаша трудностей» – так характеризует трассу спецучастка восьмого этапа официальная презентация маршрута ралли. На предпоследнем чилийском этапе организаторы гонки припасли для участников, пожалуй, самый сложный, весьма протяжённый и очень интересный сектор с контролем времени. На 508 километрах пустыни содержится практически весь набор дакаровских «блюд» и «приправ», повторяющихся дважды: дюны с рыхлыми песками, полное бездорожье, острые как бритва камни, пересечение русел высохших рек, снова пески и огромные безжизненные пространства без всяких дорог и даже каких-то ориентиров – вплоть до Копьяпо. Всё это требовало максимальной сосредоточенности и при вождении, и в плане навигации.

Труднее всех пришлось в пустыне одиночным участникам, особенно мотоциклистам. Много падений. Португальский гонщик Паулу Гонсалвиш на 55-м километре спецучастка сломал ключицу и выбыл из гонки.

Надо сказать, что скорости на этапах «Дакара-2011» заметно выше, чем в прошлые годы на похожих трассах. Причём, во всех классах техники. Так, среди грузовиков средняя скорость победителя этапа, целиком пустынного и «бездорожного», – 84 км/час. Далеко не всем такие темпы под силу. Отсюда, видимо, и рост количества разного рода происшествий и аварий, сходов с дистанции. Только на шестом и седьмом этапах выбыли, по официальным сведениям, 4 квадроциклиста, 31 мотоциклист, 29 экипажей на внедорожных автомобилях и 9 экипажей на грузовиках. Среди покинувших ралли есть и известные гонщики и экипажи: например, бразильско-чешское трио на грузовике Tatra с пилотом Андре де Азеведо, французский экипаж Герлена Шишери на внедорожнике, чешский квадроциклист Мартин Плехаты.

Две победы подряд некамазовского экипажа на шестом и седьмом этапах ралли после 24 выигрышей подряд в течение неполных трёх гонок заметно подогрели интерес дакаровской публики к теме грузовых автомобилей. Официальный сайт «Дакара» в своём итоговом пресс-релизе по седьмому этапу предельно откровенен в своих суждениях. Цитируем его без комментариев:

«В категории грузовых автомобилей дуют свежие ветры. Чех Алеш Лопраис и его штурман Йозеф Калина (четырёхкратный победитель «Дакара») надеются оказать психологическое воздействие, чтобы вывести из равновесия хорошо отлаженную «камазовскую машину». Никто не знает, охватила ли русских паника, но Лопраис едет полный уверенности в себе. В Антофагасте он отпраздновал вторую победу, третью за всю его дакаровскую карьеру. Чешская мечта может обрести реальные очертания».

Калина также был полон оптимизма. В кратком интервью после седьмого этапа он выразил уверенность в том, что чешский экипаж может составить конкуренцию экипажу Фирдауса Кабирова, лидеру классификации: «Занять первое место для нас вполне реально, – сказал штурман. – Мы уступаем Кабирову только 16 минут. Вся проблема в том, что нам на пятки наступает Владимир Чагин. Мы знаем, что его машина будет идти быстрее нашей, если экипаж избавится от своих ошибок».

Пока журналисты и соперники на бивуаке строили планы, делали предположения, догадки и прочие словесные упражнения, в команде «КАМАЗ-мастер» шла плановая и не какая-то абстрактная, а вполне конкретная работа: без суеты, деловито и чётко. Вот что пишет об этом пресс-атташе команды Эрик Хайруллин: «Да, бешеный ритма «Дакара», жара, песок, тряска и сверхнагрузки не щадят автомобили. Поломки тщательно анализируются. Для этого в команде есть свой конструктор Владимир Губа. До поздней ночи он и другой ветеран отечественного автомобилестроения Григорий Мясоедов колдуют с компьютером и приборами. Научный подход и современные технологии – без этого невозможен современный автоспорт и высокие результаты».

А временные неудачи и текущие проблемы случаются у всех. В спорте высших достижений без этого не обойтись. И преодолеваются они тоже работой в поте лица. Не бывает так, чтобы все 13 этапов Фортуна проявляла только благосклонность. Каждый где-то всё равно получит свою порцию дополнительных испытаний и потерь. Кто, сколько и когда – в этом весь вопрос.

Итак, восьмой этап. Среди ведущих экипажей категории грузовиков до поры до времени, примерно до 180-го километра, всё шло гладко. Владимир Чагин захватил лидерство, удерживал его на протяжении всех 508 километров и тем самым завоевал свою 60-ю победу на «Дакарах». Фирдаус Кабиров шёл вторым. Однако затем у него временно отключился IriTrack (о чём вскоре сообщил и пресс-центр ралли), и позиция лидера гонки на трассе, а значит и его промежуточные результаты, перестали поступать на экраны компьютеров.

Захватывающие события начались на второй половине дистанции. Но ещё до этого первым пришлось сделать незапланированную остановку чешскому экипажу, идущему на третьем месте, и он сразу же откатился на шесть мест назад с разрывом от лидера почти 22 минуты. Экипаж Эдуарда Николаева, стартовавший на 8 минут позже Алеша Лопраиса и с самого начала подпиравший основного соперника с четвёртого места, тут же обогнал его по дистанции, и сине-белый КАМАЗ № 512 добрых 250 километров «тащил» бледно-жёлтую машину Tatra № 504 за собой – почти до самого финиша. У 62-летнего штурмана Йозефа Калины не было необходимости следить за трассой и роуд-буком: можно было просто «ехать за этим русским», как он пошутил в день отдыха на ралли, когда посетил своих старых камазовских друзей-соперников. Шутка оказалась пророческой. Только на последних километрах, уже выполнив свою задачу, молодёжный экипаж «КАМАЗа» отпустил своих именитых «пленников» вперёд, сохранив, однако, третье место на этапе за собой. Так состоялось «укрощение строптивых»…

Далее отрыв Владимира Чагина от всех участников только увеличивался. На временной отсечке 377-го километра «Царь» уже лидировал и в виртуальном общем зачёте, отыграв у чешского экипажа почти 36 минут! Дальше – ещё больше. На восьмом этапе мы снова увидели прежнего, неукротимого пилота Владимира Чагина. И прав был Йозеф Калина: потенциальные возможности новой гоночной машины «КАМАЗа» просто ошеломляющие! Надо только уметь ими управлять.

О том, что у Фирдауса Кабирова случилась примерно 20-минутная задержка, мы смогли узнать только через два часа, когда IriTrack на его машине чудесным образом снова заработал (такие случаи бывали и раньше). Тем не менее, от Лопраиса, больше не имевшего, судя по всему, крупных проблем, наш экипаж сумел оторваться ещё на 8 минут без малого, укрепив перешедшую к нему вторую позицию в общем зачёте.

Четвёртое место экипажа Эдуарда Николаева в классификации грузовиков также достаточно прочное. У экипажа Мардеева есть все возможности сохранить шестую строчку в табели о рангах. Так же, как и у казахстанского экипажа Артура Ардавичюса на КАМАЗе – шансы завоевать место в десятке сильнейших.

Результаты восьмого этапа в классе грузовиков

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 6:01:12 0:00:00
2 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 6:33:01 0:33:49
3 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 6:38:07 0:36:55
4 504 Алеш Лопраис, Милан Холань, Йозеф Калина (все – Чехия) Tatra 6:42:48 0:41:36
5 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 7:29:12 1:28:00
6 537 Артур Ардавичюс, Денис Березовский, Жанат Жалимбетов (все – Казахстан) КАМАЗ 7:29:36 1:28:24