Важно ещё «не прогневить богов»!

13 Января 2011

Очередная двойная победа экипажей Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова на этапах ралли-рейда «Дакар-2011», а также уверенная езда экипажей Ильгизара Мардеева и Эдуарда Николаева, ещё больше укрепили позиции команды «КАМАЗ-мастер», безоговорочно лидирующей в этой гонке.

12 января, десятый этап «Копьяпо – Чилесито», общая протяжённость – 862 км, длина спецучастка – 176 км.

Ралли повернуло на восток и переехало в Аргентину. На прощание с городом Копьяпо, где гонка гостила двое суток, на бивуаке состоялась интересная и символичная встреча: директор ралли, проводимого в этом году в 33-й раз, Этьен Лавинь и известные всему миру гонщики тепло приняли у себя представителей 33-х шахтёров, спасённых после длительного пребывания под землёй. Эти люди стали теперь местными героями и даже достопримечательностью: власти выделили даже специального человека, который координирует их сношения с внешним миром и встречи с туристами и гостями Копьяпо.

После первого соединительного участка через Анды протяжённостью 503 км участников ждал спецучасток по трассе, с одной стороны похожей на пройденные до этого в чилийских пустынях, но, в то же время, во многом отличающейся от них. Это была всё та же пустыня – засушливая и жаркая, но уже «белая»: песок здесь именно такого цвета. В целом равнинный доп предусматривал и 20-километровую экскурсию в песчаные горы – до высоты 2600 метров. В прошлом году, когда бивуак в этих краях находился в городе Фиамбала, многие гонщики испытали здесь серьёзные трудности и с вождением, и с навигацией.

Кстати, на предыдущем девятом этапе была одна массовая ориентационная ошибка. На 17-м километре спецучастка возглавляющий первую группу мотоциклистов португалец Элдер Родригеш взял неверное направление, и 9 гонщиков последовали за ним. Вскоре, правда, они опомнились и, повернув назад, присоединились ко второй волне своих коллег, стартовавших через 5 минут. Около 30 мотоциклистов и квадроциклистов так и ехали в одной кампании, пока наиболее быстрые из них не оторвались от остальных. Пыль стояла столбом. К счастью, обошлось без аварий.

А на десятом этапе первым в навигации ошибся американский мотоциклист Джона Стрит, открывавший гоночный день как победитель предыдущего этапа. И потерял на этом более 10 минут. Не избежал этой неприятности даже многоопытный экипаж катарца Насера аль-Аттия на внедорожнике Volkswagen, лидирующий в своём классе. Свои позиции, он, правда, сохранил, но только благодаря более неудачной езде своего основного соперника – испанца Карлоса Сайнса на автомобиле той же марки. Экипажи грузовиков, судя по затраченному времени, тоже поплутали по «белой пустыне» в поисках верного курса. Но сообщений пресс-центра ралли об этом не поступало.

Самое неприятное для экипажей на тяжёлой технике (или «рычащей», как её назвал сегодня официальный сайт «Дакара») – застрять в песках. Пилот грузовика Tatra Алеш Лопраис объяснил, почему он потерял почти три часа на трассе. По словам чеха, у него возникла проблема с мотором, которая была бы не столь серьёзной, если бы не совершенно неподходящие для ремонта условия. Отказал турбонаддув, и двигатель работал лишь на 30 процентов своей мощности. Машина с трудом преодолевала дюны, несколько раз «зависала» на их вершинах и могла даже перевернуться. Экипажу приходилось откапывать её. Удалось ли механикам чешской команды за ночь починить «сердце» своего грузовика? Ответ на этот вопрос должен был дать десятый этап.

Но до этого дело не дошло. Чехи просто и по-тихому снялись с гонки – «по техническим причинам». На старт грузовиков в «специале» они не явились, поскольку в это время уже находились по дороге в Буэнос-Айрес. Сообщение об этом появилось и на сайте www.loprais.com. Друзьям-соперникам так и не удалось обнаружить и продиагностировать «ментальные слабости русских», о наличии которых они делали предположения после своих двух побед на этапах в Чили. Зато характерные особенности собственного менталитета, едва столкнувшись с более-менее серьёзными проблемами, они проявили в полной мере.

Десятый этап, прежде всего, подтвердил справедливость давно уже напрашивающегося вывода: при беспроблемной езде равных новой машине Владимира Чагина – и по скорости, и по проходимости, и по другим ходовым качествам – на этом «Дакаре» в классе Т4 нет. Конкуренцию ей в течение первых восьми этапов в какой-то мере составляла новая Tatra. Мог бы быть рядом также и итальянский грузовик голландца Жерара де Роя (IVECO), если бы удалось избежать рецидива старой травмы пилота на первом этапе. А чешским соперникам, кроме технической недоработки в машине, помешало ещё и то, что своими бездумными высказываниями экипаж сам себя загнал в психологический штопор. «Прогневили богов» – так сказали бы индейцы, аборигены обоих американских континентов, в этом случае. Это как раз то, чего в команде «КАМАЗ-мастер» никто никогда не делает. Любая гонка, этап или даже просто тренировочный заезд в ней начинаются со слов: «С Богом!» А это очень важно, особенно в таких непредсказуемых видах человеческой деятельности, как автоспорт. Совершенно недостаточно только давить на педаль газа до отказа. Об этом ещё в начале гонки предупреждал Фирдаус Кабиров.

Среди соперников команды «КАМАЗ-мастер» наиболее стабильными и удачливыми на этом этапе были экипажи голландца Марселя ван Влита (MAN) и испанца Пепа Вилы (IVECO) – третье и четвёртое места, соответственно. Экипажи Эдуарда Николаева и Ильгизара Мардеева – так же, как и опередившие их иностранные коллеги по спорту – отработали не без текущих и неизбежных на «Дакаре» проблем, но в целом на «пятёрку» – исходя из конкретной турнирной ситуации.

Результаты деcятого этапа в классе грузовиков

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 3:21:29 0:00:00
2 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 3:43:17 0:21:38
3 503 Марсель ван Влит, Серж Брюйнкенс, Бернард дер Киндерен (все – Нидерланды) IVECO 3:56:16 0:34:37
4 506 Пеп Вила, Мой Торральярдона (оба – Испания), Петер ван Эрд (Нидерланды) MAN 4:00:23 0:38:44
5 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 4:01:34 0:39:55
6 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 4:06:05 0:44:26