Вначале было слово

25 Августа 2004

Накануне официального открытия 8-й Московской международной выставки «Мотор - Шоу 2004», 24 августа, в здании представительства ОАО «КАМАЗ» состоялась пресс-конференция для СМИ.

Предваряя вопросы журналистов, генеральный директор компании Сергей Когогин отметил, что состояние рынка России по продажам грузовых автомобилей, по сути, ничем не отличается от ситуации в мире. Кризис перепроизводства «КАМАЗу» пока не грозит: несмотря на то, что режим работы автозавода был напряженным, в июне-июле спрос потребителя на КАМАЗы удовлетворить не удалось. Причин ошибки в прогнозах на спрос несколько: это и изменение требований к технике, и определенный процент изношенности автопарка, и общий экономический рост в стране. Бизнес-план семи месяцев года завершен с ростом в 25% по отношению к прошлому году — что дает возможность говорить о реальной прибыли компании и рентабельном производстве грузовых автомобилей. Обозначил гендиректор и конкретную прогнозируемую цифру годовой прибыли — более 200 миллионов рублей. Не менее 28 тысяч грузовиков компания планирует реализовать до конца года, что касается 2005–2006 года, ситуация во многом будет зависеть от политических решений по внедрению «Евро-2» (окончательно они пока так и не приняты). Автозавод к этому времени рассчитывает завершить огромный объем работ, перейти к серийному производству двигателей и автомобилей уровня «Евро-3» — вопрос в том, будет ли готов наш покупатель приобретать их. 

Правда, если российский перевозчик всерьез намерен конкурировать на международных маршрутах, эти перспективы ему не должны быть безразличны. На выставке «КАМАЗ» впервые представляет тягач, отвечающий требованиям «Евро-3».

Отметив увеличение лизингового портфеля «КАМАЗа» (1800 единиц техники), Сергей Когогин подтвердил перспективность этого направления и эффективное взаимодействие по данному направлению с банковскими структурами. Основные кредитные линии открыты сейчас для «КАМАЗа» совладельцем компании — ЗАО «Внешторгбанк». Более трети в лизинговых проектах составляет доля дочернего предприятия — ОАО «НефАЗ». Ожидаемая до конца года коррекция цен в сторону удорожания автомобилей — 10–12 процентов.

Гендиректор «КАМАЗа» обозначил и самые доходные виды современного бизнеса: кроме традиционной для компании продажи запчастей (которых реализуется более чем на 5 млрд. рублей), на видное место выдвигается сервис. Традиционную долю «серого рынка» по запчастям в последнее время порядком потеснили… новые модели грузовиков: за производство оригинальных комплектующих к ним «дублеры» не берутся, продолжая штамповать детали на старые КАМАЗы. Как положительная, была отмечена и ситуация по продажам: «круги» от центра продаж в Москве начали расходиться по стране.

Одной из ожидавшихся корреспондентами новостей стало сообщение о том, что 3 сентября состоится заседание Совета директоров ОАО «КАМАЗ», на котором будет определена дата внеочередного собрания акционеров. Главный вопрос — о переизбрании представителей государства в СД — в связи с правительственными реформами. Первым в списке, уточнил Сергей Когогин, значится имя Виктора Христенко.

Немало вопросов прозвучало о развитии сборочных производств «КАМАЗа» за рубежом. Гендиректор достаточно откровенно ответил: несмотря на то, что почти всегда это условие выдвигается на переговорах, компания не очень охотно дает положительный ответ. В качестве примера долгих размышлений по этому поводу была названа «египетская эпопея», завершившаяся прямыми поставками челнинских грузовиков для силовых структур Каира в результате выигранного тендера. Вместе с тем, в Казахстане сборочное производство работает стабильно, и в перспективе - организация на территории этого государства автобусов и тракторов. Интересовала столичных журналистов и перспектива развития взаимоотношений компании с Минобороны, на что Сергей Когогин заявил: «Хотя доля МО в секторе „КАМАЗа“ по сравнению с гражданской и уменьшается, мне очень импонирует системность в работе Минобороны с «КАМАЗом».

Четкий ответ прозвучал и в отношении экспериментов с альтернативными видами топлива: переход к ним будет осуществляться лишь в том случае, когда имеется инфраструктура заправок — как это происходит с газомоторным топливом.

Практически по всем основным направлениям бизнес-плана компании «тестировали» Сергея Анатольевича московские журналисты. Не забыли и про «дитя» «КАМАЗа» — автомобиль «Ока». О благосостоянии ЗМА Когогин предпочел высказаться конкретно: «Объем прибыли в прошлом году превысил аналогичный показатель основной компании». «Ока» — пока социальный автомобиль, и нет причин отказываться от его производства. Несколько инвестиционных проектов, в том числе и о постановке на производство «Оки-2», находятся сейчас на стадии разработки бизнес-планов, что и прояснит, в свою очередь, сколько инвестиций потребует та или иная программа. В плане же внимания иностранных инвесторов гендиректор высказался еще образнее. Воскресив в памяти недавний визит представителей «Ниссан», он признался: нередко делегации инофирм, приезжая на переговоры, предлагают ответить на перечень вопросов. По сути, обязывают российское предприятие предоставить столько информации, что оно вынуждено буквально «раздеться догола» — и обещают подумать. Результативными такие перспективы назвать трудно, и компания не может этого не учитывать.

Позиционируясь в десятке крупнейших в мире автопроизводителей, «КАМАЗ», как сказал генеральный директор, имеет достаточно амбициозные планы и программы и до конца этого года намерен разработать программу стратегического развития, в которой в числе основных моментов и будет обозначен баланс между ценой и качеством продукции.

Таким образом, получив определенную «теоретическую базу», журналисты получают возможность оценить «слово и дело» — не далее как завтра, посетив выставку MIMS-2004.