Водителю должно быть комфортно в дороге

4 Июня 2004

Сегодня, 4 июня, в Набережных Челнах прошло совещание с руководителями предприятий сервисной сети ОАО «КАМАЗ».

«Надо создать систему, чтобы водителю было комфортно в дороге», — заявил участникам совещания гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. В качестве основных задач, стоящих перед службами ОАО «КАМАЗ» и предприятий сервисной сети в нынешних условиях, он назвал обеспечение подготовки производства сервиса к переходу на новый модельный ряд автомобильной техники КАМАЗ; увеличение объемов сервиса в соответствии с бизнес-планом компании до 1,5 млрд. руб. в 2004 году и до 2,2 млрд. руб. в 2005 году; создание единой электронной интегрированной системы сбора, учета и передачи данных по запасным частям, по объемам и видам сервисных услуг по всей территории России.

Представители 53 фирменных автоцентров «КАМАЗа» и независимых сервисных центров приняли участие в совещании. Сегодня сервисная сеть «КАМАЗа» включает 254 автоцентра разной формы собственности. Региональные совещания предстоит провести в субъектах дилерской сети до конца года.

Сергей Когогин отметил, что «КАМАЗ» остается единственным в стране автозаводом, имеющим обширную сервисную сеть по обслуживанию грузовой автомобильной техники. Это конкурентное преимущество должно быть использовано в полной мере. Огромный автопарк КАМАЗов в стране (более 485 тысяч единиц), несмотря на значительные сроки эксплуатации, практически стабилизировался. По данным маркетинговых исследований, покупатели не спешат списывать камские большегрузы, а стремятся продлить их жизнь путем замены основных узлов и агрегатов, например, двигателей. Разработанная в ОАО «КАМАЗ» программа «Trade in» гарантирует стабильный доход на многие годы.

«Европейские автомобильные компании получают значительную часть своей прибыли благодаря сервису, и „КАМАЗ“ не может быть исключением», — заметил Сергей Когогин, обращаясь к партнерам компании. Ежемесячно предприятие производит одних только запасных частей и ремонтных комплектов к автомобилям на сумму до 500 млн. рублей. Генеральный директор считает, что сервисная сеть должна реализовывать не менее половины этого объема — через различные виды техобслуживания. Увеличение доли сервисных центров и автоцентров в оказании услуг означает еще и активное вытеснение с рынка «серых» производителей и продавцов экономическими методами.

Особого внимания требует и появление новых моделей автомобилей КАМАЗ и автобусов с двигателями «Евро-2», а в перспективе и с двигателями «Евро-3» — с применением компонентов зарубежного производства. Будучи инициатором и лидером этого процесса в стране, компания добилась значительного повышения технического уровня автомобилей, что позволило увеличить их гарантийный пробег с 30000 до 45000 км, и к концу года планируется увеличение до 50000 км. «КАМАЗ» активно продвигает новые разработки на рынок. С 1 июля в России вводятся экологические стандарты «Евро-2» как обязательные для производителей автомобильной техники. Сергей Когогин отметил, что «КАМАЗ» к этому переходу готов.

Готова должна быть и фирменная сервисная сеть «КАМАЗа». Отмечается необходимость более высокого технологического уровня обслуживания узлов и агрегатов нового поколения и камазовского, и иностранного производства. Соотношение цены и качества вынуждает компанию увеличивать закупки импортных комплектующих. Для предприятий сервисной сети это означает неизбежность освоения новых технологий и переобучение специалистов.

Приоритетной темой названо техническое сопровождение автомобилей КАМАЗ, передаваемых в лизинг. На Западе доля продаж автомобилей в лизинг составляет 85%. «КАМАЗ» также стремится к этому рубежу. Увеличение лизинговых продаж потребует и масштабного реформирования сервисной сети. В настоящее время в лизинг передано 1800 единиц техники. Сумма заключенных контрактов составляет 1,7 млрд. рублей.

«У „КАМАЗа“ скоро не будет дилеров, не обеспечивающих сервис продаваемой техники», — заявил заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Анатолий Самаренкин, излагая перед участниками совещания стратегию и цели компании в области сопровождения продукции. «Постепенно мы придем к централизованному ремонту в специализированных центрах, — сказал он. — А пока предстоит ликвидировать последние „белые пятна“ на карте России. Три области России — Мурманская, Курская и республика Тува не охвачены фирменным сервисом вообще, и не полностью освоены еще 12 регионов. Без хорошего сервиса не может быть и успешных продаж. А продвижение на рынок новой техники без соответствующего сервиса обречено на неудачу».

Топ-менеджеры предприятия рассказали, в частности, о развитии системы обучения и переподготовки кадров на базе самого «КАМАЗа» и модернизации технологической базы сервисных центров в связи с усложнением конструкции техники и повышением требований к качеству техобслуживания и ремонта. Намечен целый ряд конкретных мероприятий, которые нашли отражение в итоговой резолюции совещания. Для организации всей работы, связанной с технической подготовкой сервисных центров, для обслуживания и ремонта автомобилей КАМАЗ и автобусов в течение всего периода эксплуатации признано необходимым создание Технического центра в ОАО «КАМАЗтехобслуживание».

На базе дочерних предприятий ОАО «КАМАЗ» будут организованы региональные склады, в них будет размещен неснижаемый гарантийный фонд запасных частей и узлов. Их номенклатура будет постепенно расширяться. Решено предоставить ОАО «КАМАЗтехобслуживание» эксклюзивное право по аттестации действующих и созданию новых сервисных центров. Количество аттестованных сервисных центров будет доведено в 2004 году до 320 предприятий, в 2005 году — до 450. «КАМАЗ» окажет помощь в создании и развитии предприятий в регионах и на крупных автомагистралях через реализацию так называемых «стартовых пакетов» и мероприятий по поддержке существующих центров.

Будут подготовлены предложения по созданию сети специализированных предприятий по ремонту двигателей и других агрегатов. Головным предприятием по ремонту двигателей «Евро-1» определено ЗАО «Ремдизель», подразделение «КАМАЗа». За каждым сервисным центром закрепляется определенная территория с учетом предложений самих партнеров «КАМАЗа». Для них становится обязательным внедрение системы менеджмента качества по ГОСТ ISO 9000:2001.

Участники совещания познакомились также с выставкой новой техники «КАМАЗа». В заключение были названы лучшие предприятия сервисной сети по нескольким номинациям, которые получили ценные подарки ОАО «КАМАЗ».