Время «махровых монополистов» миновало

19 Марта 2010

Департамент закупок и логистики (ДЗиЛ) «КАМАЗа» отметил своё 40-летие. О том, что представляет собой эта служба сегодня, рассказал директор ДЗиЛ Ришат Кавиев.

Традиционная для дорыночного «КАМАЗа» система закупок пережила первую трансформацию ещё в 1998 году, когда была создана Торгово-закупочная компания, объединившая три прежних управления. В 2004 году ТЗК стала ДЗиЛом в его нынешнем «структурном виде».

Но преобразования на этом, разумеется, не закончились. Беспрецедентной была оптимизация площадей, проведённая за последние годы. Скоро не останется ни одного склада за «периметром» «КАМАЗа». А это около 15 гектаров! В основное производство были перемещены склады «Новой базы» и «Базисный склад» площадью 8,9 га. Освободившиеся площади переданы логистическому центру. Во 2-м квартале этого года будет закончена работа по перемещению складов металла площадью 6 га. Весь металл будет храниться в крытых помещениях и, соответственно, меньше подвергаться коррозии.

Закупки «КАМАЗа» балансируют на знаменитой «доске» – «цена-качество», отдавая предпочтение оптимальному соотношению. Прошло время «махровых монополистов», их число с каждым годом снижается. Альтернатива и конкуренция заставляют поставщиков работать над собой: развивать свои производства, снижать себестоимость изделий и цену.

У нынешнего «КАМАЗа» – более 600 поставщиков. Переговорный процесс с ними идёт постоянно, до их сведения доводятся камазовские проектные и целевые цены, проводятся проверки и аудит на предмет соответствия стандартам «КАМАЗа». Собственная база, оборудование, наличие системы качества – только при наличии таких слагаемых возможно сегодня партнёрство с «КАМАЗом».

Взяты на вооружение рекомендации немецкой фирмы Hörmann Ravema и методика концерна Daimler, стратегического партнёра «КАМАЗа». Если раньше при оценке поставщиков «КАМАЗ» обращал внимание главным образом на технические параметры, то нынешняя система смещает акценты на такие показатели, как прозрачность цены, условия платежа. Дисциплинирует и заставляет держать себя «в тонусе» и разделение поставщиков на категории – «отличный», «надёжный», «ненадёжный».

Все эти меры в рамках антикризисной программы помогли в 2009 году наладить ритмичность поставок, остановить рост цен, снизить затраты на закупки и значительно уменьшить цену машкомплекта.

Трансляция производственной философии «КАМАЗа» на поставщиков станет главной темой третьего форума Лин, который пройдёт 24-25 марта этого года. Внедряя опыт «Даймлера», в этом году отрабатывается «система товарного лидера», что позволит снизить затраты. Суть этой системы сводится к тому, что по основным покупным комплектующим назначается наиболее подготовленный специалист «КАМАЗа», владеющий всей информацией, заинтересованный в лучшем для «КАМАЗа» решении, который контролирует весь процесс – от переговоров до поставок.

ДЗиЛ овладел существующими в своей сфере деятельности информационными системами. Многие закупочные операции производятся с применением тендеров. Есть «своя» часть департамента и в проекте SAP, она будет внедрена в 2011 году. Главное – планирование поставок.

Удалось поднять профессиональный уровень закупщиков «КАМАЗа». Высокая степень коммуникации, культура общения, толерантность, умение быстро найти выход в ситуации любой сложности, не затягивать решение оперативных вопросов – вот требования, которые предъявляет сегодня к закупщику сама жизнь. Он должен быть хорошим переговорщиком, ориентироваться в современных условиях, понимать, что, например, добиваться снижения цены «любой ценой» – не самоцель.