Жара в Чилесито

9 Января 2014

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из города Чилесито (Аргентина):

- Ужасная жара заставляет помечтать о том, чтобы скорее перевалить через Анды. Эта горная цепь является важнейшим в Южной Америке климатическим барьером, изолирующим территории к западу от Главной Кордильеры от влияния нагретых над пампасами Аргентины воздушных масс, к востоку — от влияния холодного Перуанского течения Тихого океана. Анды – это целая сеть параллельных горных хребтов разделенных плоскогорьями. На одном из таких и находится местечко Чилесито. Малейшее дуновение ветерка приносит хоть какое-то облегчение. Здесь трудно увидеть свою тень, потому что солнце практически весь день находится в зените. Начинаешь понимать, что сиеста - послеобеденный отдых, являющийся общей традицией некоторых стран с жарким климатом - это не национальная особенность отдельных народов, а, скорее, элементарная потребность укрыться от зноя. И вот в это время, когда нормальные люди должны отдыхать, спрятавшись от солнца, 720 отчаянных гонщиков мчат во весь опор на маршруте Сан-Хуан – Чилесито и еще около 3000 народу ждёт их под палящим солнцем у бивуака.

К сожалению, в разряд болельщиков перешёл попавший шестого января в аварию экипаж Айрата Мардеева. На узкой, непроходимой для грузовика дороге, его машина перевернулась и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Случившееся лишний раз заставляет задуматься о качестве подготовки трассы «Дакара». С одной стороны, организаторы гонки очень рады тому, что ежегодная интрига и ожесточённая борьба в грузовом зачёте привлекает к гонке внимание огромного числа болельщиков. По признанию многих, это, пожалуй, самая зрелищная категория в ралли-рейдах.

Но в то же время, в некоторых моментах по отношению к грузовому зачету чувствуются подходы, которые давно пора признать пережитками прошлого, когда на заре «Дакара» грузовики участвовали в гонках только лишь как ассистирующий мотогонщикам и автомобилистам транспорт. К примеру, организаторы могли бы сделать вывод о непроходимости для грузовиков участка, на котором перевернулась машина Айрата, ещё до гонки. Для этого лишь надо, чтобы на стадии разработки трассы в группе разведки маршрута элементарно работал хотя бы один грузовик. Учитывая, что маршрут «Дакара» изобилует узкими горными участками с самыми настоящими горными ущельями и серпантинами, то, по сути, такая политика является игнорированием безопасности участников гонки.

Что касается опасностей, сегодняшний этап – не исключение. Высоты до 3200 метров и сплошные каменистые горные участки превратили день в лотерею – результат зависел от количества пробитых колес. Но основной причиной потери экипажами времени стали узкие горные дороги, движение по руслам рек, и это – в условиях сильной пыли. Всё это вкупе практически свело на нет возможность обгонов.

Два спецучастка, разделённые зоной нейтрализации общей длиной в 501 километр. Финиш первого СУ приносит хорошие новости. Андрей Каргинов задает темп всем другим участникам зачета и к моменту старта на втором отрезке сегодняшнего этапа отыгрывает у лидирующего в общем зачёте Жерара де Роя 6 минут 38 секунд, на 137 километре СУ2 его отрыв уже 10 минут! Но досадный пробой колеса – и с трудом заработанные минуты улетучиваются без следа.

«Трасса явно сложная для грузовиков, – говорит Эдуард Николаев. – Нагоняем группу джипов, обгоняем и тут же упираемся в какое-то узкое место, сбрасываем скорость, и нас уже нагоняют и обгоняют отставшие было джипы». По ходу этапа пришлось решать много навигационных задач, некоторые из контрольных точек приходилось искать в параллельных высохших руслах рек.

Антон Шибалов выглядит раздосадованным. Видно, что старался, ехал быстро, но сначала допустили небольшую ошибку в навигации, потом, после преодоления горной реки ходом, вдруг – потеря мощности двигателя. Заглушили, завели, вроде бы нормально. Поехали дальше, но драгоценные минуты всё-таки потеряли.

Резюме по итогам дня от руководителя команды Владимира Чагина: «Для всех тяжёлый день, сильная пыль. Несмотря на это, приходилось совершать множество обгонов. Это очень опасно, во время такого обгона дорогу не видно вообще, тем более не видны камни и очень твёрдые ветки толщиной с мизинец, прочные, как гвозди. Их очень много в этой местности. Все команды столкнулись с частой заменой колёс. Многие опасаются, что их может не хватить до конца «Дакара». К счастью, сегодня нам удалось избежать большого количества замен, как вчера. Сегодня только одно колесо было пробито, но у лидирующего экипажа. Были небольшие навигационные сложности, но все экипажи быстро с ними справились. Завтрашний день, по высказываниям организаторов, будет ещё более сложным».