Все четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» заняли места в лидирующей группе внедорожного ралли-рейда «Дакар 2011», а пилот Владимир Чагин одержал свою 57-ю победу на этапах гонки.
2 января, вторая часть первого этапа «Буэнос-Айрес – Виктория – Кордоба», общая протяжённость – 788 (758) км, длина спецучастка для грузовиков и автомобилей – 222 км, для мотоциклов и квадроциклов – 192 км.
Недолго пришлось отдыхать гонщикам на бивуаке Виктории после вчерашнего вечернего, а для грузовиков и ночного перегона из Буэнос-Айреса. Да и какой уж тут сон, когда начинается самая главная гонка, которую спортсмены ждали почти целый год!
Испанец Марк Кома, как старейшина в классе мотоциклов, первым вышел на старт соединительного участка уже в 4 часа 20 минут по местному времени. Другой именитый испанец Карлос Сайнс ждал начала гонки в отряде автомобилей ещё два с лишним часа. А до экипажей Владимира Чагина, прошлогоднего победителя в своей классификации, и Фирдауса Кабирова, завладевшего тогда дакаровским «серебром», очередь дошла только спустя пять часов. Вслед за камазовцами с интервалом 2 минуты отправились в путь их соперники из других автомобильных «конюшен» первой десятки. Дальше дело пошло ещё веселее, и временной интервал между соперниками составил 1 минуту.
После нового пятичасового перегона экипажи стартовали на первом скоростном участке с зачётом времени «Дакара-2011» по порядку выданных им номеров, с теми же интервалами. На следующих этапах очерёдность на старте и льезона, и «специаля» будет определяться уже в зависимости от результатов предыдущего дня.
Первый скоростной участок ралли на трассе между Викторией и Кордобой стал и первой проверкой пилотов на предмет владения ими основ техники вождения. В его начале и конце езда была очень быстрой и достаточно беспроблемной для наиболее опытных гонщиков. А вот в середине этого допа организаторам ралли, для того чтобы ограничить количество встреч лидеров одного класса с пелатоном и аутсайдерами другого на узкой дороге и, соответственно, обгонов, пришлось разработать раздельные маршруты для тяжёлой и лёгкой техники. Они постарались максимально исключить возможность аварии. «Безопасность – прежде всего!» – такой девиз был выдвинут в качестве лейтмотива ещё при презентации трассы «Дакара-2011». В итоге «специаль» для мотоциклов и квадроциклов оказался на 30 км короче, чем для автомобилей и грузовиков. Два соединительных участка до и после него общей протяжённостью 566 км караван прошёл по одной и той же дороге.
Первый победитель этапа определился в классе мотоциклов, им стал француз Сириль Депре на КТМ, защищающий свой титул чемпиона «Дакара». Португалец Рубен Фариа на технике той же марки, хотя и опередил француза на 29 секунд, занял только второе место, поскольку получил от судей минимально возможный штраф в 1 минуту. Марк Кома замкнул первый пьедестал ралли, отдав победителю всего 1 минуту 15 секунд преимущества. Россиянин Алексей Наумов на мотоцикле Honda был на финише 85-м, отстав от лидеров на полчаса. Среди шести представительниц прекрасного пола знаменитая шведка Анни Сель, первая женщина, поднявшаяся на своём мотоцикле по склону Эвереста до высоты 5 тысяч метров, на этот раз не сумела войти в общем зачёте даже в первую сотню. Победила другая известная спортсменка – каталонка Эулалия Санс, чемпионка мира по классическому ралли, занявшая 46-е место. В целом же ограничение ёмкости двигателя мотоциклов 450 «кубиками», введённое в этом году, до предела обострило борьбу. Тем не менее, фирма КТМ пока «держит марку».
В относительно новом для «Дакара» классе квадроциклов технических ограничений ещё нет. В итоге первые десять мест на «специале» заняли те, кто оседлал технику фирмы Yamaha. На этом этапе они лишь немного уступили по скорости даже сверхбыстрым прототипам легковых автомобилей. А тройка лидеров выглядит так: Йозеф Махачек и Мартин Плехаты (оба из Чехии), а также, к радости аргентинцев, их соотечественник Себастьян Альперн. Единственная женщина в стане квадроциклистов итальянка Камелия Липароти заняла 27-е место. В дальнейшем ей достаточно просто не сойти с гонки, чтобы стать победителем «Дакара» в своей женской номинации. Четырёхколёсные мотоциклы в России пока ещё приживаются слабо, и наших соотечественников в данном классе нет.
В классе автомобилей и джипов записные лидеры сразу же взяли быка за рога: это испанец Карлос Сайнс на гоночной технике Volkswagen, француз Стефан Петрансель на BMW, катарец Насер аль-Аттия – также на Volkswagen. Но их преимущество над основными соперниками исчисляется пока несколькими минутами и секундами, что для «Дакара» – одно мгновенье. Лучшим из россиян был пилот Леонид Новицкий на BMW, едущий в паре с немцем Андреасом Шульцем, он занял 10-е место, уступив лидеру 13 минут. Александр Мироненко и Сергей Лебедев заняли 16-е место, а российско-украинский экипаж с Константином Мещеряковым – 88-е. Из пилотов-женщин в этом классе первенствовала француженка Изабель Патисье, она привела своё багги на финиш на 23-ем месте. В целом пока доминируют те, кто едет на машинах двух упомянутых выше «конюшен».
Первая гонка на скорость среди грузовиков напоминала до первой контрольной отсечки времени забег спринтеров на 100 метров: все надвигаются на финишную ленточку, и не сразу ясно, кто коснулся её раньше всех. Голландец Жерар де Рой на IVECO, никогда не знавший на трассе слова «компромисс» и обычно не придерживающийся чрезмерных тактических соображений, а также амбициозный, но при этом весьма осторожный и предусмотрительный чех Алеш Лопраис на автомобиле Tatra, рванули с места в карьер. Экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова устроились вплотную за своими преследователями. Уже на 72-ом километре допа машина голландца встала из-за невыясненных пока технических проблем. На втором контрольном пункте отставание IVECO от двух ведущих КАМАЗов составило 41 минуту. Затем пресс-центр ралли сообщил, что голландский экипаж вообще прекращает борьбу, поскольку пилот Жерар де Рой жалуется на боли в спине и попросил оказать ему медицинскую помощь.
В течение большей части этого высокоскоростного «специаля» речь шла о нескольких секундах преимущества одного из экипажей. В пределах досягаемости до лидеров держались экипажи Эдуарда Николаева и Ильгизара Мардеева, увеличивая темп в меру конкретной и общекомандной необходимости.
В итоге «Царь» настоял-таки на том, чтобы первый этап «Дакара-2011» в классе грузовиков остался за его экипажем, а он сам увеличил свой же рекорд по числу одержанных побед на этапах ралли. Команда «КАМАЗ-мастер» добилась того, чтобы три экипажа на КАМАЗах заняли места в первой четвёрке, а четвёртый – расположился в гуще «второго эшелона» грузовиков, где у соперников также имеются свои счёты. «Легионер» команды пилот Сергей Решетников и его «временно экспортированный» КАМАЗ, выступающие нынче за BMW X-Raid, также успешно выполнили свою задачу на первом этапе гонки. Всё ещё только начинается. А конец – делу венец.
Позиция | №№ | Экипаж | Грузовик | Результат | Отставание |
1 | 500 |
Владимир Чагин (Россия) Сергей Савостин (Россия) Ильдар Шайсултанов (Россия) |
КАМАЗ | 2:44:22 | 00:00:00 |
2 | 504 | Алеш Лопраис (Чехия) Милан Холань (Чехия) Йозеф Калина (Чехия) | Tatra | 2:49:03 | 00:04:41 |
3 | 502 |
Фирдаус Kабиров (Россия) Айдар Беляев (Россия) Андрей Mокеев (Россия) |
КАМАЗ | 2:50:14 | 00:05:52 |
4 | 512 |
Эдуард Николаев (Россия) Вячеслав Мизюкаев (Россия) Владимир Рыбаков (Россия) |
КАМАЗ | 2:53:38 | 00:09:16 |
12 | 518 | Ильгизар Мардеев (Россия) Владимир Демьяненко (Россия) Айрат Мардеев (Россия) | КАМАЗ | 3:08:46 | 00:24:24 |
15 | 531 | Сергей Решетников (Россия) Андрей Рудницкий (Беларусь) Мариус Адамек (Великобритания) | КАМАЗ | 3:14:21 | 00:29:59 |