Первому автомобилю КАМАЗ – 40 лет

16 Февраля 2016

Сегодня камазовцы отмечают 40-летний юбилей выпуска грузовых автомобилей КАМАЗ.

Именно в этот день, 16 февраля 1976 года, спустя шесть лет и два месяца после официального начала строительства «КАМАЗа», с единственной тогда нитки главного сборочного конвейера автомобильного завода сошли первые грузовики ныне всемирно известной марки. Они сразу же были отправлены в Москву для представления делегатам очередного съезда КПСС. 

Автомобиль первой модели КАМАЗ-5320 за номером 0000001 после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкирии был выкуплен его создателями и теперь в качестве действующего музейного экспоната хранится в Научно-техническом центре, выходя «на службу» только в дни своего юбилея или в других торжественных случаях.

Разработкой семейства автомобилей КАМАЗ по приказу Министра автомобильной промышленности занимался Московский автозавод им. Лихачева, а разработкой силового агрегата - Ярославский моторный завод. Право участия в сборке первых автомобилей завоевали 149 рабочих.

В составе почётного экипажа первого КАМАЗа находились передовой водитель-испытатель сибиряк Валерий Перетолчин, коренной челнинец Рафис Сабирзянов и украинец Дмитрий Загребальный, известный монтажник.

Приводимый в движение 210-сильным дизельным двигателем, он брал на свои плечи груз до восьми тонн. Колёсная формула первого автомобиля 6х4. Высокие эксплуатационно-технические свойства автомобиля позволяли ему развивать скорость до 80-100 км/ч в зависимости от величины передаточного числа главной передачи. Время разгона при полной нагрузке со скорости 20 км/ч до 60 км/ч не превышало 45 секунд, а при движении с прицепом – 60-ти. Запас хода по контрольному расходу топлива был равен 1040 км. Преодолеваемый подъём с полной нагрузкой - 35%. КАМАЗ-5320 эксплуатировался в широком диапазоне климатических условий при температурах воздуха от +50 до –40° С.

До конца 1976 года были собраны 5 тысяч большегрузов четырёх моделей. Уже с 1977 года «КАМАЗ» начал экспортировать свои автомобили в дальнее зарубежье. Через пять лет, к моменту пуска своей второй очереди, производство освоило уже 8 моделей, среди них были, например, седельный тягач КАМАЗ-5410, самосвал КАМАЗ-5511 и первый полноприводник марки КАМАЗ-4310.

Начальные 11 лет истории «КАМАЗа» принято называть «эпохой Льва Васильева» – в честь первого генерального директора, Героя Социалистического Труда, ныне персонального пенсионера России. Первому генералу «КАМАЗа» 7 февраля исполнился 91 год. Наряду с этим незабываемым именем, камазовцы будут помнить и другое – Фикрята Табеева, тогдашнего первого секретаря обкома, по сути, в одиночку «выбившего» в высших органах государства решение о размещении основных производственных объектов «КАМАЗа» в Набережных Челнах. В «эпоху Васильева» родился легендарный «камазовский дух», который отличает камазовцев и поныне.

В 1981-87 годах, при втором гендиректоре Василии Фаустове, производство росло и развивалось. В 1984 году выпуск достиг 70 тыс. грузовиков, что соответствовало размеру производственных мощностей, предусмотренному на первый этап. Каждый год разрабатывались, создавались и осваивались новые модели. Родились три основных модели семейства военных автомобилей «Мустанг», принятые сегодня на вооружение Министерством обороны РФ. Всего же за прошедшие 40 лет конструкторы «КАМАЗа», возглавляемые Владимиром Баруном, Рамилем Азаматовым и Данисом Валеевым, разработали более 1500 моделей, модификаций и комплектаций.

Третий генеральный директор Николай Бех возглавил предприятие в 1987 году, а в 1988 году с конвейера сошёл миллионный грузовик. На этот же год приходится максимальный объём производства (почти 128 тысяч автомобилей). По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей КАМАЗ к 1988-му году страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. В 1990 году ПО «КАМАЗ» было одним из первых в стране преобразовано в акционерное общество.

А в апреле 1993 года случился пожар на заводе двигателей, полностью уничтоживший это производство «КАМАЗа»…

В 1997 году к управлению предприятием пришла команда под руководством Ивана Костина. Кризисные явления в экономике нарастали… В 1998 году пришлось даже остановить производство на долгие 9 месяцев. И всё же автогигант выстоял. Примечателен факт, что производственные объекты и оборудование уберегли в это тяжёлое время сами камазовцы.

Возрождение началось в 2002 году. Тогда к управлению «КАМАЗом» пришла «команда развития и роста», сформированная новым генеральным директором Сергеем Когогиным. Основными её заслугами за первые годы работы стали полная реструктуризация всей многомиллиардной задолженности компании, завершение трудного и весьма затяжного процесса обновления мощностей по производству двигателей, упорядочение рынка сбыта, реформирование и налаживание работы фирменной дилерской и сервисной сети на современном уровне, введение лизинговых схем реализации автомобилей «от производителя», образцовая организация сотрудничества с государственными органами России и стран-импортёров по всем аспектам деятельности компании, упрочение связей с отечественными финансовыми кругами, бизнес-структурами и инвесторами.

 «КАМАЗ» стал лидером технического и технологического прогресса в грузовом автомобилестроении России, инициатором, лоббистом и первопроходцем введения всех освоенных в стране ступеней международных стандартов «Евро» и технических регламентов на их основе. «КАМАЗ» стал полноценным участником кооперационных и интеграционных процессов в международном автомобильном бизнесе. В Набережные Челны пришли современные технологии ведущих мировых производителей, с которыми созданы совместные предприятия на производственной базе «КАМАЗа». Компания обрела стратегического партнёра в лице концерна «Даймлер».

Десять из тринадцати имеющихся на сегодня побед на международных ралли-рейдах «Дакар» добыты командой «КАМАЗ-мастер» в «эпоху Когогина».

Современные КАМАЗы в корне отличаются от тех первых автомобилей, которые сходили с конвейера в 70-х годах. Они совершеннее, качественнее, мощнее и надёжнее, стали более грузоподъёмными и долговечными. В их конструкции применяются лучшие компоненты многих всемирно признанных фирм. Двухмиллионный КАМАЗ-6522 с автографом Президента РФ Владимира Путина стал достойным членом этого почтенного семейства.

Сегодня, в составе Госкорпорации Ростех, «КАМАЗ» продолжает восхождение, внедряя новый модельный ряд. По своим техническим характеристикам новое поколение автомобилей КАМАЗ не уступает европейским аналогам, но при этом значительно дешевле своих конкурентов и быстрее окупается в эксплуатации при гораздо меньших затратах. Флагман «новой линейки» - магистральный тягач КАМАЗ-5490 – в 2014 году был признан лучшим коммерческим автомобилем в России.