Общая информация

Основные сведения 

Группа компаний «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей, по итогам 2020 года занимает 14-е место в мире по объёму производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн и 20-е место в мировом рейтинге производителей грузовиков полной массой от 6 тонн по итогам 2021 года.

Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. Около 2,3 млн. машин сошли с конвейера за всё время работы предприятия.

Входит в Госкорпорацию Ростех. 

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам. 

Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. 

В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АВЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Башкортостан).

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет более 100 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья.

Среднесписочная численность персонала по группе технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» за 1 квартал 2022 г. составляет 31 931 человек.

Всего за 2021 год выпущено 44 136 единиц, что на 18 % больше, чем годом ранее (АППГ – 37 345 ед.). В марте 2022 года выпущено 4 023 машкомплекта (АППГ – 4 347 ед., -7,5 %). Показатель за первые три месяца года составил 11 398 ед., что на 16 процентов больше, чем в прошлом году (АППГ – 9 796 ед.).

Также за 2021 год изготовлено 47 949 двигателей и силовых агрегатов (АППГ – 40 848 ед., +17 %). Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» в общей сложности выпустили и поставили своим потребителям 4 267 двигателей и силовых агрегатов в марте и 12 436 – за весь первый квартал 2022 г. (АППГ – 4 682 (-9 %) и 10 803 ед. (+15 %) соответственно).

Запасных частей к автомобилям КАМАЗ за 2021 год отгружено на сумму 30,7 млрд руб. (АППГ – 25,04 млрд рублей, +22,6 %), а в марте 2022 года – на сумму 3,25 млрд руб., с начала года – 7,89 млрд рублей (АППГ – 2,98 млрд (+9 %) и 6,71 млрд рублей (+16 %) соответственно).

Консолидированная выручка группы организаций ПАО «КАМАЗ» по итогам 2021 года составила 271 822 млн рублей (по МСФО), превысив уровень прошлого года на 25 %. Чистая прибыль по итогам 2021 года составила 4 633 млн рублей. Существенные темпы роста выручки обусловлены увеличением продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке, устойчивым спросом на первую модель новейшей линейки автомобилей К5 – КАМАЗ-54901 и увеличением объёмов реализации пассажирского транспорта (автобусы, электробусы).

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» продемонстрировала положительный операционный денежный поток в сумме 4 621 млн руб., что, в том числе, позволяет осуществлять программы реинжиниринга производства и развития нового модельного ряда. Инвестиции в модернизацию и освоение новых технологий составили 17 млрд. рублей или 6 % от выручки.

Доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн остаётся стабильно высокой и составила 47 % по итогам 1-го полугодия 2022 года.

Продукция

ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций автомобилей, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн. Кроме того, в 2018 году «КАМАЗ» приступил к серийному производству электробусов. В 2020 году на рынок была выведена одна из новейших разработок камазовцев – магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый представитель автомобилей поколения К5. В 2021 году модельный ряд поколения К5 был расширен.

Качество

Главной целью ПАО «КАМАЗ» в области качества является создание конкурентоспособной продукции и сервиса, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающих стабильное финансовое положение компании. 

Эта цель сформулирована в Политике ПАО «КАМАЗ» в области качества, определяющей основные принципы, на которых строится деятельность компании в области качества.

Система менеджмента качества применяется как средство, обеспечивающее проведение Политики в области качества и достижение поставленных целей в области качества и распространяется на все подразделения и дочерние общества ПАО «КАМАЗ».

Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» признана соответствующей требованиям международных и национальных стандартов: 

- ИСО 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 применительно к проектированию, разработке, производству, продаже грузовых автомобилей и шасси грузовых автомобилей, а также автобусов, автомобильных компонентов, запасных частей и сборочных комплектов деталей к автомобилям, отливок и штампованных поковок, инструмента и оснастки; техническому обслуживанию грузовых автомобилей; 

- ГОСТ РВ 0015-002-2012 применительно к проектированию, разработке, производству, проведению испытаний и реализации автотехники.

Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» охватывает все стадии жизненного цикла продукции от маркетинга и проектирования до обслуживания готовых автомобилей у потребителя. 

В 2011 году «КАМАЗу» присвоен уровень «5 звезд» в Европейском конкурсе EFQM по модели «Признанное совершенство», что подтверждено сертификатом, компания включена в Европейский Реестр успешных организаций. 

В 2013 году по результатам участия в 9 Международном Турнире по качеству стран Центральной и Восточной Европы ПАО «КАМАЗ» было признано его победителем. 

В 2015 году ПАО «КАМАЗ» по результатам конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества ПАО «КАМАЗ» удостоено звания Дипломанта конкурса.

В 2019 году по результатам конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества ПАО «КАМАЗ» удостоено звания «Лауреат конкурса».

Сборочные предприятия  

Сборочные предприятия «КАМАЗа» расположены в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Индии, Вьетнаме.

На сборочном производстве в Узбекистане, помимо дизельной, освоена сборка газомоторной техники КАМАЗ, из СКД, поставляемых с ПАО «КАМАЗ».

В сентябре 2021 года на заводе по производству КАМАЗов в Казахстане были собраны первые пять автомобилей нового поколения К5 – КАМАЗ-54901.

Клиенты

Наши клиенты – предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения. Крупнейшие потребители продукции ПАО «КАМАЗ» в нашей стране – «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.

Рынки сбыта

В 2021 году экспорт продукции КАМАЗ осуществлялся в более чем в 50 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки. Суммарный объём экспорта автомобилей, сборочных комплектов деталей и сборочных комплектов КАМАЗ составил 5 822 единицы, что на 33,6 % выше показателя 2020 года (4 359 ед.).

Наиболее значимыми экспортными рынками в 2021 году для ПАО «КАМАЗ» стали Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Вьетнам. Выручка от экспортных продаж составила почти 23 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей от экспорта запасных частей. В структуре экспорта ПАО «КАМАЗ» за 2021 год на долю полнокомплектных автомобилей пришлось 46 %, а более половины объёма экспорта (54 %) обеспечили поставки сборочных комплектов деталей и сборочных комплектов на сборочные предприятия в Казахстане, Узбекистане, Литве, Азербайджане.

По итогам первого квартала 2022 года «КАМАЗ» экспортировал 1258 единиц автомобилей, СКД и СК. Основные рынки сбыта в 2022 году – Казахстан, Узбекистан, Беларусь.

Дилерская и сервисная сеть 

Дилерская сеть ПАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные зарубежные рынки сбыта. Компания продолжает активно расширять свою товаропроводящую и сервисную сеть в России и за её пределами.

По состоянию на 1 октября 2021 г. дилерская сеть в РФ насчитывает 176 субъектов. Из них дилеров статуса 3S (продажа автомобилей, запчастей, сервис) – 63, дилеров 2S автомобили (продажа автомобилей и сервис) – 34, дилеров статуса 2S запасные части (продажа запчастей и сервис) – 25, дилеров статуса 1S (только сервис) – 36, дистрибьюторов по реализации запасных частей – 18.

Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие дилерской сети идёт по двум направлениям – строительство новых и реконструкция имеющихся дилерских центров. При работе с дилерами компания руководствуется специальным документом – «Руководство для дилеров ПАО «КАМАЗ», определяющего все требования и условия, которым они должны соответствовать. Сертификация дилерских центров в соответствии с «Руководством для дилеров ПАО «КАМАЗ» позволяет обеспечить единый формат обслуживания и узнаваемость официальных дилеров для потребителей, формализовать требования к организации основных бизнес-процессов дилера.

В 2020 году построены и введены в эксплуатацию пять новых дилерских центров ПАО «КАМАЗ» в городах Санкт-Петербург, Наро-Фоминск, Екатеринбург, Иркутск, Тверь. Все они соответствуют стандартам «Руководства для дилеров ПАО «КАМАЗ» и «Руководства по фирменному стилю ПАО «КАМАЗ».

Реконструкцию существующих зданий и сооружений в 2020 году провели восемь субъектов дилерской сети. В целом инвестиции дилеров «КАМАЗа» на мероприятия, связанные с приведением к соответствию требованиям «Руководства для дилеров» за 2020 год составили порядка 700 млн рублей.

В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию шесть новых дилерских центров, соответствующих стандартам «КАМАЗа». Из них два уже приступили к работе – в Брянске и в Перми.

Дилерская и сервисная сеть ПАО «КАМАЗ» за рубежом включает дистрибьюторов и дилеров по реализации автомобилей и запчастей, а также сервисные центры, в том числе: 66 субъектов в странах СНГ и 35 субъектов в странах дальнего зарубежья.

Лизинг

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (бренд «КАМАЗ-ЛИЗИНГ») – одна из крупнейших лизинговых компаний России, является 100%-ным дочерним обществом ПАО «КАМАЗ», специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг от производителя.

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» работает на рынке лизинговых услуг с 2002 года, является трёхкратным обладателем премии «Компания года», в том числе в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинговых услуг», почётного звания «Лидер лизинга», обладателем премий «RUSSIAN LEASING AWARDS» в 2017 году и «LEADER LEASING AWARDS» в 2018 г. Лауреат международной премии «LEADER LEASING AWARDS-2019» в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинга», победитель ежегодного конкурса «Лучший риск-менеджмент в России-2019» в номинации «Лучшая система управления рисками организации», лауреат Национальной премии в области лизинга «Лизинговая сделка года-2020». В 2021 году Лизинговая компания «КАМАЗ» получила награды: «Лизинговая сделка года» в номинации «За развитие лизинга грузовых автомобилей с пониженным уровнем выбросов парниковых газов» и премия ОЛА в номинации «За вклад в развитие лизинговой отрасли в части создания рекомендаций ФСБУ «Аренда». Является №1 на рынке лизинга грузовиков, согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА». Входит в состав Объединённой лизинговой ассоциации. Принимает участие во всех государственных программах субсидирования отрасли.

За годы работы на рынке лизинговых услуг «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» реализовал более 68 тысяч единиц автотехники. Лизинговый портфель Лизинговой компании «КАМАЗ» по итогам 2021 года составляет 77,7 млрд рублей.

Клиентами Лизинговой компании «КАМАЗ» являются представители всех сегментов бизнеса по его объёму: как крупного, так и МСБ.

«КАМАЗ-мастер»

Команде «КАМАЗ-мастер» в 2021 году исполнилось тридцать три года. Сегодня это по-прежнему единственная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте. Является многократным призёром и девятнадцатикратным победителем супермарафона «Дакар», занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд.

В составе команды «КАМАЗ-мастер», полностью сформированной из камазовских спортсменов, пять обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России, 16 мастеров спорта. Руководитель коллектива – семикратный победитель ралли «Дакар», мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России Владимир Чагин. Спортивные победы на «Дакарах» «КАМАЗ» уверенно конвертирует в свои бизнес-успехи.

Преимущества продукции ПАО «КАМАЗ»

  • Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;

  • Удовлетворение любых запросов потребителей;

  • Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;

  • Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания.

Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ПАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена+качество».

Главные события 2021 года

Начало года было ознаменовано триумфом команды «КАМАЗ-мастер»: экипажи Дмитрия Сотникова, Антона Шибалова и Айрата Мардеева заняли три первых места в зачёте грузовиков на ралли «Дакар-2021». Таким образом, команда стала 18-кратным победителем сложнейшего международного ралли-марафона.

В 2021 году «КАМАЗ» вывел на рынок новые модели автомобилей поколения К5 – магистральный тягач КАМАЗ-65659 и два самосвала – КАМАЗ-65951 (8х4) и КАМАЗ-65952 (6х6), предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов. Также на выставке MiningWorld Russia-2021 был презентован самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 т, грузоподъёмностью 65 т.

Изготовлены опытные образцы газовых двигателей Р6 и автомобилей (магистральные тягачи КАМАЗ-54901). Магистральные тягачи КАМАЗ-54901 укомплектованы криогенными баками для хранения сжиженного природного газа (СПГ), что обеспечивает достаточно большой запас хода.

Основным достижением в развитии дизельного двигателя КАМАЗ Р6 является разработка версии с рабочим объемом 13 литров.

Кроме того, в 2021 году «КАМАЗ» представил новинки в линейке городского пассажирского электротранспорта: сочленённый низкопольный электробус особо большого класса (гармошка) и троллейбус КАМАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом.

В апреле 2021 г. состоялось открытие сборочного (финишного) производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве. Уже в июне первые собранные на СВАРЗе экземпляры вышли на столичные маршруты.

В мае 2021 г. «КАМАЗ» заключил очередной контракт на поставку почти пятисот городских низкопольных автобусов НЕФАЗ-5299-40-52 для нужд ГУП «Мосгортранс». Кроме того, компания заключила четвёртый по счёту контракт на поставку 350 электробусов КАМАЗ-6282 в Москву. В рамках этого договора впервые были поставлены электробусы, собранные непосредственно в российской столице.

В июне в присутствии премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и членов Совета директоров «КАМАЗа» на прессово-рамном заводе состоялся запуск нового производства рам. До конца года здесь будет освоено производство рам для автомобилей поколения К5, после 2021 года предполагается освоение рам для поколения К4, позже новая технология будет применена в производстве рам поколения К3. Мощность производства – 65 000 рам в год.

Реализована новая система подготовки квалифицированного персонала, соответствующая мировому уровню. Обучение выведено из производственных процессов, принципиальные виды подготовки рабочих сконцентрированы на новых корпоративных учебных площадках – в МЦПК (Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения), Учебно-технологическом комплексе. За счёт этого все виды обучения теперь максимально приближены к требованиям реального производства.

В 2021 году инженеры «КАМАЗа» приступили к разработке автотехники, работающей на водороде. Первые результаты работы были презентованы в рамках выставки Comtrans 2021 в Москве. «КАМАЗ» представил широкой публике свой первый водоробус КАМАЗ-6290. Кроме того, совместно с компанией GreenGT автогигант продемонстрировал 44-тонный прототип грузовика с системой водородных топливных элементов мощностью 170 кВт с двумя батареями по 85 кВт.

Помимо этого впервые был показан уникальный шарнирно-сочленённый самосвал КАМАЗ-6561 (Геркулес), предназначенный для карьерных работ в автономном режиме. Ещё одной яркой новинкой и одним из самых привлекательных экспонатов, представленных «КАМАЗом» на выставке Comtrans 2021, стал грузовик поколения К6 – КАМАЗ-54907 (CONTINENT). В целом на Comtrans 2021 «КАМАЗ» показал более двух десятков новых моделей автотехники. Это убедительное доказательство лидерства «КАМАЗа» в российской автомобильной промышленности и конкурентоспособности разработок на мировом уровне.

Планы и цели компании на 2022 год

Совет директоров утвердил бизнес-план группы организаций ПАО «КАМАЗ» на 2022 год. Планируемая реализация грузовых автомобилей в 2022 году составит 45 тысяч единиц, из них на российский рынок – 39 тыс. автомобилей, на экспорт – 6 тыс. автомобилей. План по выручке около 270 млрд. руб. Планируется, что объём инвестиций в 2022 году составит 17 млрд руб. Из них на развитие модельного ряда будет направлено 12,6 млрд руб., более 1 млрд – на НИОКР.

Среди основных целей ПАО «КАМАЗ» на 2022 год:

  • вывод на рынок новых моделей поколения К5 с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4 и 6х6;

  • расширение модельного ряда и локализация среднетоннажных автомобилей Компас;

  • сертификация линейки автомобилей и двигателей уровня Евро-6;

  • развитие модельного ряда газомоторной техники на СПГ и КПГ;

  • вывод новинок пассажирского транспорта (автобусы и сочленённый электробус особо большого класса).

Продолжится реализация долгосрочной Программы по роботизации производства, в рамках которой будут роботизироваться в первую очередь заготовительные производства, где сильнее всего ощущается «кадровый голод»: Литейный, Кузнечный и Прессово-рамный заводы. Роботизированные технологические комплексы будут внедряться и в других производственных подразделениях, в том числе на главном сборочном конвейере и производстве автобусов.

Продолжится активная работа в сфере создания беспилотных грузовиков и грузовиков с ADAS. Из наиболее актуального – «КАМАЗ» внедряет систему помощи водителю ADAS на магистральном тягаче 54901. В планах – проведение испытаний автономных магистральных тягачей на трассе М11 Москва – Санкт-Петербург в рамках проекта Маяк.

Получит своё развитие и тема водородного транспорта. Параллельно с разработкой транспортных средств ведутся работы над собственными топливными элементами мощностью от 40 до 200 КВт – для этих целей планируется создание комплекса лабораторий (или центра водородных технологий) в рамках научно-производственного центра электроники и элементов питания в г. Набережные Челны.

Учитывая рост объёмов и, соответственно, растущий темп сборки в 2022 году, компания должна повышать производительность труда относительно достигнутых показателей, чтобы не снижать и планомерно наращивать темпы производства. Цель на 4 квартал 2022 года – 220 автомобилей в сутки.

Яндекс.Метрика