Общая информация

Основные сведения

Группа компаний «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ПАО «КАМАЗ» входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей и находится на 16-м месте по объёмам производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн. Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. 

Входит в Госкорпорацию Ростех. 

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. 

В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер».

Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Башкортостан).
Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет 109 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья. 
Всего в группе технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» работает 35,7 тыс. человек.  

По итогам 2018 года компанией получена чистая прибыль в размере 27 млн. рублей (по РСБУ). Выручка ПАО «КАМАЗ» составила 151 млрд.100 млн. рублей – рост на 4% по сравнению с 2017 годом. За отчётный год было реализовано грузовых автомобилей на сумму 115 млрд. 292 млн. рублей, что на 6% больше, чем годом ранее (в 2017г. реализовано на сумму 108 млрд. 689 млн. руб.). Общая величина оборотных и внеоборотных активов к концу 2018 года увеличилась на 31 млрд. 735 млн. руб. и составила 179 млрд. 899 млн. руб. Чистые активы ПАО «КАМАЗ» по состоянию на 31 декабря 2018 года составили 45 млрд. 161 млн. руб., сохранившись на уровне предыдущего года, что говорит о стабильном положении компании.

В течение года продолжалась реализация программ реинжиниринга производства. Общий объём инвестиций в развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей составил более 14 млрд. рублей. 

В 2018 году было продано 36,7 тыс. единиц автотехники КАМАЗ. Из них 32,6 тыс. автомобилей реализовано на российском рынке. На экспорт в 2018 году было отгружено чуть более 4 тыс. автомобилей и сборочных комплектов деталей КАМАЗ (СКД).
«КАМАЗ» 14 раз признан «Лучшим российским экспортёром». 

В 2018 году «КАМАЗу» принадлежало около 41% российского рынка тяжёлых грузовых автомобилей. Однако по итогам двух первых месяцев 2019 года регистрации грузовиков КАМАЗ составили свыше 4,3 тыс. единиц, что на 23% больше по сравнению с январем-февралем 2018 года. Таким образом, доля компании на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн по данным регистраций достигла 50% против 41% годом ранее. Кроме того, по итогам 2018 года доля КАМАЗа в сегменте магистральных тягачей выросла до 19% (по регистрациям). В данном сегменте КАМАЗ представлен седельными тягачами КАМАЗ-5490 (4х2), -65209 (6х2) и -6460 (6х4).

Динамика продаж КАМАЗ полной массой 8-40 тонн (в тыс. единиц)

11.png

Продукция

ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн. Кроме того, в 2018 году «КАМАЗ» приступил к серийному производству электробусов.

Качество

Главной целью ПАО «КАМАЗ» в области качества является создание конкурентоспособной продукции и сервиса, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающих стабильное финансовое положение компании. 

Эта цель сформулирована в Политике ПАО «КАМАЗ» в области качества, определяющей основные принципы, на которых строится деятельность компании в области качества.
Система менеджмента качества применяется как средство, обеспечивающее проведение Политики в области качества и достижение поставленных целей в области качества и распространяется на все подразделения и дочерние общества ПАО «КАМАЗ».
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» признана соответствующей требованиям международных и национальных стандартов: 

- ИСО 9001:2008, ГОСТ ISO 9001-2011 применительно к проектированию, разработке, производству и продаже грузовых автомобилей и шасси грузовых автомобилей и автобусов, автомобильных компонентов, запасных частей и сборочных комплектов деталей к автомобилям, отливок и штампованных поковок, инструмента и оснастки; техническому обслуживанию грузовых автомобилей; 

- ГОСТ РВ 0015-002-2012 применительно к проектированию, разработке, производству, проведению испытаний и реализации автотехники.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» охватывает все стадии жизненного цикла продукции от маркетинга и проектирования до обслуживания готовых автомобилей у потребителя. 

В 2011 году «КАМАЗу» присвоен уровень «5 звезд» в Европейском конкурсе EFQM по модели «Признанное совершенство», что подтверждено сертификатом, компания включена в Европейский Реестр успешных организаций. 

В 2013 году по результатам участия в 9 Международном Турнире по качеству стран Центральной и Восточной Европы ПАО «КАМАЗ» было признано его победителем. 

В 2015 году ПАО «КАМАЗ» по результатам конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества ПАО «КАМАЗ» удостоено звания Дипломанта конкурса.

Сборочные предприятия

ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия в Казахстане, Литве, Азербайджане, Индии. Сборка производится из сборочных комплектов деталей, поставляемых с «КАМАЗа». В Казахстане реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов. На сборочном предприятии компании «Аутобаги» (Литва) осуществляется сборка автомобилей КАМАЗ экологического класса «Евро-6». Прорабатываются проекты по возобновлению сборки автомобилей КАМАЗ на сборочных предприятиях в Иране и Вьетнаме. В октябре 2018 года ПАО «КАМАЗ» и ООО «UzAutoTRAILER», входящее в структуру АО «Узавтосаноат», подписали соглашение о создании совместного предприятия KAMAZ ASIA CENTER.

Клиенты

Наши клиенты - предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения. Крупнейшие потребители продукции ПАО «КАМАЗ» в нашей стране — «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.

Рынки сбыта

ПАО «КАМАЗ» осуществляет экспорт автомобилей, СКД (сборочные комплекты деталей) и запасных частей в более чем 40 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки.
По итогам 2018 года основным экспортным рынком ПАО «КАМАЗ» стали Средняя Азия, Казахстан, а также Юго-Восточная Азия. Кроме того, в январе 2018 года были осуществлены первые поставки автомобилей КАМАЗ на новый для компании экспортный рынок – Филиппины

Дилерская и сервисная сеть

Сеть продаж и сервиса ПАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные зарубежные рынки сбыта. «КАМАЗ» продолжает активно расширять свою товаропроводящую и сервисную сеть в России и за её пределами. По состоянию на 1 марта 2019 года дилерская сеть в РФ насчитывает 172 субъекта, из них дилеров статуса 3S (продажа автомобилей, запасных частей, сервис) — 64, дилеров 2S автомобили (продажа автомобилей и сервис) – 26, дилеров статуса 2S запасные части (продажа запчастей и сервис) – 27, дилеров статуса 1S (только сервис) – 35, дистрибьюторов по реализации запасных частей – 20. 

Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие сервисной сети идёт по двум направлениям — строительство новых и реконструкция имеющихся сервисных центров. При работе с дилерами компания руководствуется специальным документом - «Руководство для дилеров ПАО «КАМАЗ», определяющего все требования и условия, которым они должны соответствовать. Сертификация дилерских и сервисных центров в соответствии с «Руководством для дилеров ПАО «КАМАЗ» позволяет обеспечить единый формат обслуживания и узнаваемость официальных дилеров для потребителей, формализовать требования к организации основных бизнес-процессов дилера. 

В 2018г. были построены и введены в эксплуатацию восемь новых дилерских центров, соответствующих стандартам ПАО «КАМАЗ». В 2019г. планируется открытие еще 7 фирменных дилерских центров. 2018 год – год структурных изменений в организациях компании: в регионах открылись Ресурсные центры АО «ТФК КАМАЗ». Их ключевой задачей является обеспечение комплексного подхода в обслуживании конечного потребителя через взаимодействие с закрепленными субъектами дилерской сети официальными партнёрами ПАО «КАМАЗ». 

Необходимость их создания заключается в быстром реагировании на условия изменения рынка. Ресурсные центры будут оснащены всем необходимым для успешного развития бизнеса: это и максимальная гамма представленной автотехники и спецтехники, дорогостоящее оборудование для обслуживания нового поколения автомобилей, развитие направления Трейд-Ин, аренда автотехники КАМАЗ. По состоянию на 1 марта 2019 г. на территории страны функционируют уже десять Ресурсных центров. В 2019 г. продолжится открытие новых.

Лизинг

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (бренд «КАМАЗ-ЛИЗИНГ») – одна из крупнейших лизинговых компаний России, является 100% дочерним обществом ПАО «КАМАЗ», специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг от производителя. 

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» работает на рынке лизинговых услуг с 2002 года, является многократным обладателем премии «Компания года», в том числе в номинации «За финансовую надежность и стабильность на рынке лизинговых услуг». Также компания стала лауреатом II международной премии LEADER LEASING AWARDS в номинации «За вклад в развитие российского рынка лизинга. В 2018 году компания показала абсолютный рекорд за все 16 лет своей деятельности по реализации автомобилей КАМАЗ в лизинг. К владельцам отправилось около трёх тысяч грузовиков вместо запланированных 1900 единиц. 

В 2018 году лизинговый портфель компании вырос почти вдвое, и по состоянию на 1 февраля 2019 г. составляет 24 млрд. рублей. В марте текущего года «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» занял четвёртое место по размеру лизингового портфеля в сегменте грузового автотранспорта, поднявшись сразу на две позиции в рэнкинге лизинговых компаний (согласно предварительным итогам исследования российского рынка лизинга за 2018 год, проведённого рейтинговым агентством «Эксперт РА»). Группа продолжила реализацию стратегии регионального развития. В 2018 году открылись филиалы компании в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и т.д.

Совместные предприятия

23 ноября 2005 года было открыто совместное предприятие немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ПАО «КАМАЗ» — общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». Это первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. И первый пример организации промышленного производства высокотехнологичной продукции мирового уровня в России. СП ежегодно выпускает 27 000 коробок передач. Подписано соглашение по увеличению производственных мощностей СП с девяти до 40 тысяч коробок передач в год.
В январе 2006 года между «КАМАЗом» и американской фирмой Cummins Inc. были подписаны документы о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА» по производству двигателей серии В для российского рынка. Уставный капитал предприятия — 20 млн. долларов, доли учредителей распределяются в нём поровну. Предприятие производит двигателя экологического класса «Евро-5» для грузовых автомобилей. В марте 2017 года линейка продукции ЗАО «КАММИНЗ КАМА» была дополнена двигателями большей мощности серии L. На текущий момент мощностной диапазон двигателей производства совместного предприятия составляет от 110 до 400 л. с. 

В декабре 2007 года «КАМАЗ» подписал соглашение с компанией Knorr-Bremse Systeme für Nutzfahrzeuge GmbH о создании в Набережных Челнах совместного предприятия по выпуску тормозных механизмов «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» с равными долями сторон в уставном капитале. 

10 марта 2008 года были подписаны уставные документы совместного предприятия по выпуску деталей цилиндропоршневой группы между Federal Mogul Corporation (США) и ПАО «КАМАЗ» с равными долями сторон в уставном капитале — «Федерал Могул Набережные Челны». 

В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрёл 10% уставного капитала «КАМАЗа», что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. Сегодня доля Daimler AG в акционерном капитале «КАМАЗа» составляет 15%.

«КАМАЗ-мастер»

Команда «КАМАЗ-мастер» в 2018 году отметила свой юбилей – ей исполнилось тридцать лет. Гонщики демонстрируют ярчайший пример технического и спортивного мастерства. Экипажи «КАМАЗ-мастера» становились неоднократными победителями международных ралли и супермарафонов. Заводская команда шестнадцать раз выигрывала неформальный чемпионат мира среди производителей грузовых автомобилей – международный ралли-марафон «Дакар». Спортивные победы на «Дакарах» «КАМАЗ» уверенно конвертирует в свои бизнес-успехи.

Преимущества продукции ПАО «КАМАЗ»

  • Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;

  • Удовлетворение любых запросов потребителей;

  • Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;

  •  Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.

Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ПАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена+качество».

Достижения 2018 года и планы на текущий год

Старт 2019 года для компании был традиционно «дакаровским»: «синяя армада» в 15-й раз в своей 30-летней истории завоевала «Золотого бедуина». 

В 2018 году «КАМАЗ» впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом на электрической тяге. Выполняется контракт на поставку в российскую столицу 100 электробусов и 31 зарядной станции. Уникальный инновационный транспорт создан по сложнейшему техзаданию заказчика и требует всего 10-20 минут для подзарядки от станций ультрабыстрой зарядки. Это - первый опыт работы по контракту жизненного цикла, который предусматривает обслуживание «КАМАЗом» всей техники в течение 15 лет. 

«КАМАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии». В его состав входят 12 производств, расположенных в пяти субъектах РФ (Владимирской, Самарской, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областях), численность персонала достигает 10,5 тыс. человек, выручка – более 18 млрд. рублей. Холдинг является ведущим производителем автокомпонентов в России. В 2019 году планируется продолжить интеграцию этой компании в состав Группы организаций ПАО «КАМАЗ». Приобретение позволит значительно расширить автокомпонентный бизнес «КАМАЗа» и оно стратегически важно для развития компетенций и технологий в интересах всей автомобильной отрасли страны. 

Ещё одним значимым событием стала демонстрация беспилотного электробуса «ШАТЛ» во время Чемпионата мира по футболу в Казани. Сейчас ведётся активная работа по снятию законодательных ограничений на перемещение беспилотников по обычным трассам:  подписано постановление Правительства о начале тестирования беспилотного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования. Уже в 2019 году «КАМАЗ» начнёт в тестовом режиме эксплуатацию роботизированных транспортных средств с автономным и дистанционным управлением для внутренних межзаводских перевозок. 

Завершено строительство нового завода каркасов кабин. Производственная площадка была возведена всего за полтора года, закончен монтаж и запуск оборудования. Произведённые на нём каркасы кабин для нового поколения камазовских грузовиков К-5 будут поставляться также на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz. 

 «КАМАЗ» не останавливает программу развития, требующую значительных финансовых вложений. В 2018 году общий объём инвестиций в развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей составил более 14 млрд. рублей. Одним из знаковых результатов реализации инвестпрограммы станет вывод на рынок поколения автомобилей К5. Принципиально новая кабина отвечает всем современным требованиям, при её создании была сделана ставка на эргономику, удобство и комфорт водителя. Поколение грузовиков К5 оснащается камазовским двигателем совершенно нового типа – рядным Р6. Мотор, соответствующий лучшим мировым аналогам в своём классе, полностью производится на новой линии сборки Завода двигателей «КАМАЗа». 

Ещё одним важным достижением «КАМАЗа» в 2018 году стал выход на рынок Узбекистана. Создано новое совместное предприятие СП ООО «KAMAZ ASIA CENTER» с госкорпорацией АО «Узавтосаноат» по производству, продаже и постпродажному обслуживанию грузовых автотранспортных средств под маркой КАМАЗ. Планируемый объём продаж спецтехники КАМАЗ в 2019 году составит 1 200 единиц. 

В 2019 году планируется начать серийное производство автомобилей поколения К5 и организовать серийный выпуск грузовиков КАМАЗ поколения К4, работающих на сжиженном природном газе. Также усилия будут направлены на тестовую эксплуатацию роботизированных транспортных средств с автономным и дистанционным управлением и разработку электробуса поколения «2+». Планируется произвести 1000 седельных тягачей с колесной формулой 4х2 и приступить к подконтрольной эксплуатации автомобилей колёсной формулой 6х2. Кроме того, начнётся подготовка производства деталей для нового семейства тяжёлых автомобилей поколения К5. 

Продолжится исполнение прошлогоднего контракта по поставке 100 электробусов в Москву. Кроме того, в конце января 2019 года «КАМАЗ» по итогам электронного аукциона заключил контракт с ГУП «Мосгортранс» на поставку очередных 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций. Первые электробусы в рамках этого договора начнут поступать уже в середине 2019 г., вся партия будет поставлена «Мосгортрансу» до конца 2019 года.
В первом полугодии 2019 года планируется завершить регистрацию совместного предприятия ООО «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ» с китайской корпорацией Weichai Power Ltd по производству индустриальных дизельных двигателей объёмом более 17 литров, мощностью от 520 до 2000 кВт. СП будет располагаться на свободных площадях дочернего предприятия «КАМАЗа» в Ярославской области – ПАО «Тутаевский моторный завод». Согласно намерениям сторон, к 2027 году предприятие должно выйти на проектную мощность до 1041 шт. в год. СП создаётся на паритетной основе. Продукция совместного предприятия будет соответствовать экологическим стандартам «Евро-5» и «Евро-6». Предполагается, что основным регионом сбыта двигателей станут страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).