«Битва в песках» началась

7 Января 2011

Стабильно пройдя марафонскую дистанцию спецучастка очередного этапа ралли-рейда «Дакар 2011», экипаж Фирдауса Кабирова добился уверенной победы и вновь возглавил классификацию грузовиков.

6 января, пятый этап «Калама – Икике», общая протяжённость – 459 км, длина спецучастка – 423 км.

После четвёртого этапа Фирдаус Кабиров, отвечая на вопросы журналистов о прошедших и ещё предстоящих этапах ралли, сказал: «Четыре дня прошло с начала гонки. Всего-то 900 километров скоростных участков, впереди ещё около 4 тысяч километров. Это основная часть гонки, 80 процентов маршрута и самые сложные этапы. Начинаются настоящие марафонские допы. Здесь будет много бездорожья и навигации. Просто быстро ехать, как по обычным дорогам, не получится. Поэтому всем экипажам придётся хорошо поработать. Наша команда неплохо чувствует себя в дюнах. Будет возможность увеличить отрыв от соперников. Самое сложное в марафонских этапах – это, наверное, преодоление дюн».

Особенность этапа – впервые на этом ралли дан общий старт для мотоциклистов и квадроциклистов, а также для автомобилей-джипов и грузовиков, – по показанному ранее результату. Смешение техники и экипажей разного класса и, соответственно, обгоны отныне станут обычным делом.

Трасса спецучастка пятого этапа вобрала в себя полный комплект самых разнообразных ландшафтов и покрытий. Встречался по пути и так называемый «салар» (солончак), где высокую скорость развить и трудно, и опасно. Закончился этап на широкой и открытой пустыне, где дорогу каждый выбирал себе сам. Поэтому штурманы экипажей включились в дело по полной программе. Важно было не совершить навигационных ошибок и взять все контрольные точки. Череда дюн внезапно закончилась лишь на подходе к Икике. Здесь гонщиков ожидал двухкилометровый спуск к бивуаку под углом более 30 градусов! Нечто подобное дакаровцы уже испытали в прошлом году, когда караван ралли выходил к берегу Тихого океана, но тогда спуск был просто головокружительным.

Бурно развивались события в классе мотоциклов. «Смена декораций» после первой скоростной части спецучастка привела и к переменам в стане лидеров. На авансцену вышли, кроме КТМ и обладателей машин этой фирмы, и другие участники, а также производители – BMW и Aprilia. Однако речь шла всего лишь о немногих секундах, в лучшем случае, минуте-другой преимущества новоявленных лидеров. Да и не всем удалось удержать его до финиша. И это пока не изменило в корне сложившуюся на прежних этапах картину на верхнем этаже общего зачёта. На 80-ом километре допа упал Марк Кома, при этом погнулся руль его двухколёсной машины и, судя по сообщениям с трассы, испанец повредил также и руку. Но он продолжил гонку и, постепенно наращивая скорость, пришёл на финиш четвёртым, отыграв значительную часть 15-минутного отставания и сохранив своё лидерство в общем зачёте. А победу одержал португалец Паулу Гонсалвиш, получивший, кстати, от комиссаров ралли компенсацию за Fair Play – оказание первой помощи французу Оливье Пэну после его жёсткого падения. Из-за навигационных ошибок Давид Кастё потерял больше двух часов в поисках верного маршрута. Это уже конец честолюбивым намерениям француза.

В не столь многочисленной группе квадроциклистов чеху Йозефу Махачеку удалось слегка потеснить на подиуме этапа аргентинцев, доминировавших два дня подряд. И всё же представители хозяев старта и финиша ралли Алехандро Патронелли и Томас Маффей оставили победу и совместное лидерство по сумме пяти этапов за собой. Третье место пока также осталось за аргентинцем Себастьяном Альперном.

В классе автомобилей Стефан Петрансель со вступлением гонки в пески пока ещё не сумел, как и обещал ранее, отыграть преимущество у своих основных соперников – испанца Карлоса Сайнса и катарца Насера аль-Аттия. Тем не менее, француз впервые на этом «Дакаре» одержал победу и поднялся до второго места в общей классификации. Притязания южноафриканца Жиниеля де Вильерса (Volkswagen) на место среди лидеров были ими отвергнуты. Гегемония ведущей троицы в общем зачёте сохранилась. Лучший из российских экипажей с пилотом Леонидом Новицким, судя по всему, уже не сможет претендовать на высокое место. Во второй половине дистанции Леонид повредил руку и нуждается в медицинском обследовании. Его копилот Андреас Шульц вынужден был сесть за руль, сойти с трассы спецучастка и вести автомобиль до бивуака в Икике по дороге с твёрдым покрытием. За это экипаж получит серьёзный временной штраф – несколько часов.

В классе грузовиков, особенно в категории Т4, события также разворачивались по крутому сценарию, но опять-таки обошлось без решительного пересмотра статус-кво.

Экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова попеременно лидировали на протяжении большей части этапа, а примерно со 150-го километра они начали даже доминировать. В родной для «Дакара» и для себя стихии машина «Царя» развила огромную скорость, казалось, экипаж сделает серьёзный отрыв от преследователей. Но 20-минутная задержка из-за «стандартных» технических проблем (вероятно, снова проколы колёс, которые пресс-центром ралли просто не фиксируются как экстремальное событие) отбросила экипаж назад, за пределы тройки. Статистика – вещь упрямая: многолетнее наблюдение показывает, что 6 января на «Дакарах» не всегда бывает для Владимира беспроблемным.

Свято место пусто не остаётся: вот и на этот раз его тут же занял экипаж Эдуарда Николаева, поднявшись тем самым на одну ступеньку и в общем зачёте – до четвёртого места. А победителем этапа и лидером гонки стало трио тружеников и стратегов под началом Фирдауса Кабирова. Сам пилот одержал свою 35-ю победу на «Дакарах».

Перевод гонки, образно говоря, с плоскости в трёхмерное пространство с включением настоящей навигационной работы объективно должно увеличить преимущество камазовцев над остальными. Разумеется, этот «усечённый» пустынный этап не даёт оснований делать далеко идущие выводы. И успеха надо добиваться, как и предупреждал Кабиров, неустанной работой всех экипажей и бригады механиков. Да и настоящие чилийские пески ещё внесут немало корректив в гонку. Ошибаться в выборе маршрута или попадать в какие-то «форс-мажоры» по-прежнему противопоказано. Стабильность результатов – это основное в гонке по пустыне. В конечном счёте, это и гарантия скорости и возможности её регулировать.

Заметим ещё, что из «конюшен», соперниц «КАМАЗ-мастера», сейчас наиболее устойчивыми выглядят позиции VIKA MAN with a Mission, частной команды от германского производителя MAN на его грузовиках. Три её экипажа входят в первую десятку в общем зачёте. Неплохая поддержка и у чешской команды Loprais Tatra Team.

А у «КАМАЗ-мастера» в первую десятку рейтинга входят все четыре экипажа.

Результаты пятого этапа в классе грузовиков

Позиция №№ Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 502 Фирдаус Kабиров, Айдар Беляев, Андрей Mокеев (все – Россия) КАМАЗ 5:41:11 0:00:00
2 512 Эдуард Николаев, Вячеслав Мизюкаев, Владимир Рыбаков (все – Россия) КАМАЗ 6:01:16 0:20:05
3 504 Алеш Лопраис, Милан Холань, Йозеф Калина (все – Чехия) Tatra 6:02:36 0:21:25
4 500 Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов (все – Россия) КАМАЗ 6:03:28 0:22:17
6 518 Ильгизар Мардеев, Владимир Демьяненко, Айрат Мардеев (все – Россия) КАМАЗ 6:27:13 0:46:02

Яндекс.Метрика