Главные персоны «Дакара-2011»

17 Января 2011

Ещё один «Дакар» стал частицей истории мирового автоспорта. Пришло время подвести его основные итоги, отметить победителей и поздравить всех, кто, пройдя 9,5 тысяч километров по дорогам и полному бездорожью Аргентины и Чили, вернулся на исходную точку ралли – в город Буэнос-Айрес.

Счастливчиков, самостоятельно или с большой помощью организаторов гонки справившихся со всеми испытаниями главной внедорожной гонки года, – половина от того «железного батальона» (407 гонщиков и экипажей), который принял старт две недели назад в столице Аргентины. На старт последнего 13-го этапа вышли 94 мотоциклиста, 14 квадроциклиста, 57 экипажей или гонщиков одиночек на внедорожниках всех мастей и 40 экипажей на грузовиках. Итого 205 боевых единиц.

Подвиги камазовские

Об итогах гонки в классе грузовиков рассказывает пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин из Буэнос-Айреса:

– Дорога к автодрому Барадеро представляет собой живой коридор из зрителей. Именно здесь состоится финиш последнего скоростного участка ралли. Счастливые глаза и улыбки, флаги и приветствия. Несмотря на то, что основные торжества по случаю завершения «Дакара» состоятся 16 января в Буэнос-Айресе, поклонники автоспорта знают, что самые сильные эмоции можно пережить на финише последнего спецучастка.

Главное событие дня для всех российских болельщиков – это десятая юбилейная победа команды «КАМАЗ-мастер». Владимир Чагин в седьмой раз стал победителем этой престижной международной гонки. Это рекорд. До него только чех Карел Лопраис становился шестикратным обладателем «золотого бедуина».

Второй результат на этой гонке показал другой прославленный российский гонщик Фирдаус Кабиров. Ну и третий – молодой пилот команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев. Если прозвище Чагина – «Царь» давно известно поклонникам автоспорта, то вот уже и Николаева успели на этот манер окрестить здесь «Царевичем».

Ильгизар Мардеев (на «Дакаре» он «Дракон») сохранил-таки 41-секундное преимущество над немцем Францем Эхтером, отвоевав и четвёртое место для команды.

Ещё перед стартом ралли руководитель команды Семён Якубов сказал, что в жизни коллектива наступает серьёзный этап – новое поколение спортсменов начинает сражаться за честь команды. Третье место Николаева, впервые участвовавшего в качестве пилота и опередившего всех именитых иностранных пилотов, даёт надежду на то, что у России и в будущем есть хорошие перспективы в мировом ралли.

Кроме того, отличный результат – восьмое место в зачёте грузовиков показал экипаж казахстанской команды «Астана» (пилот Артур Ардавичус), выступавшей на автомобиле команды «КАМАЗ-мастер».

Итак, 4 камазовских экипажа заняли 4 первых места. Десятая победа команды «КАМАЗ-мастер» уже золотыми буквами вписана в историю российского спорта.

С победой в ралли-марафоне «Дакар-2011» команду «КАМАЗ-мастер» поздравил Президент России Дмитрий Медведев. «Поздравляю российскую команду «КамАЗ-мастер» и Владимира Чагина с блестящей победой в ралли «Дакар». Молодцы!», - написал глава государства в своем микроблоге на Twitter.

Весь раллийный мир

Традиционный краткий обзор тех категорий гоночной техники, где «КАМАЗ», в силу специфики своего бизнеса, не мог быть представленным.

Среди мотоциклистов-мужчин победу одержал испанец Марк Кома на КТМ. Это уже его третий триумф на «Дакарах». Прошлогодний чемпион француз Сириль Депре (КТМ) уступил ему всего 15 минут. Не всё складывалось благополучно для двух фаворитов. В гонке были моменты, когда оба могли покинуть её досрочно или безнадёжно отстать от своих конкурентов. Третье место, благодаря двум подряд серьёзным поломкам мотоцикла чилийца Франсиско Лопеса Контардо уже на финише последнего этапа, занял португальский мотоциклист Элдер Родригеш (Yamaha). Алексей Наумов, единственный российский участник, благополучно завершил гонку на 67-м месте. В скорости он уступал немногим, но отсутствие должного дакаровского опыта и дефицит других составляющих спортивного мастерства помешало ему добиться лучшего результата.

Катарец Насер Салех аль-Аттия впервые в своей карьере гонщика стал чемпионом «Дакара». Объективно испанец Карлос Сайнс был на трассе быстрее всех, а может, и мастеровитее. Однако крупные технические проблемы, сковавшие прославленного каталонца на второй половине марафонской дистанции, отбросили его назад, до третьего места. Этим воспользовался южноафриканец Жиниель де Вильерс, долгое время отсиживавшийся за спинами своей товарищей по команде Volkswagen, и вышел на вторую позицию, оставив, к тому же, «четвёртым лишним» самого француза Стефана Петранселя, ещё одного пострадавшего от капризов своего BMW. В результате весь подиум «Дакара» захватили экипажи «туарегов» фирмы Volkswagen. Российские экипажи Леонида Новицкого и Александра Мироненко не смогли закончить «Дакар».

Аргентинский квадроциклист Алехандро Патронелли сохранил дакаровскую пальму первенства в своём семейном кругу. Его старший брат Маркос, прошлогодний победитель, выбыл ещё на ранних этапах гонки. У Алехандро дела поначалу шли тоже не очень ладно, но в дальнейшем он ехал быстро и практически не ошибался. В итоге его соотечественник Себастьян Альперн отстал от него почти на час. Поляк Лукаш Ласкавьец был очень активен, смел и настойчив на последних этапах ралли. Это принесло ему третье место, которое он буквально выцарапал из рук француза Кристофа Деклерка на последнем этапе, обыграв его в итоге на 52 секунды. Два сильных чеха – Йозеф Махачек и Мартин Плехаты – сошли с трассы на разных этапах.

Дела женские

Не все из 13 стартовавших женщин сумели вернуться к западным берегам Атлантики на своей гоночной технике как участник ралли.

Лучшая мотоциклистка «Дакара 2011» – каталонка Эулалия Санс, занявшая 39-е место среди представителей сильного пола. 25-летняя Лайя – многократная и действующая чемпионка мира и Европы по триалу, на первом в жизни «Дакаре» её тренером и консультантом был известный мотогонщик Жорди Аркаронс, который был на этот раз 41-м. Француженка Изабель Патисье была объективно лучшей среди женщин-пилотов на внедорожниках. В свои 43 года она на багги фирмы Nissan поднялась до 16-го места. А вот единственная квадроциклистка на ралли 42-летняя итальянка Камелия Липароти прорвалась даже в десятку сильнейших среди мужчин, заняв 9-е место. Водитель грузовика MAN, немка Андреа Майер, отметившая на этом «Дакаре» своё 43-летие, также была единственной представительницей прекрасного пола в этом классе техники среди пилотов. Ни португалка Элишабет Жасинту, ни итальянка Луиза Трукко на этот раз не приехали в Аргентину. Была, правда, в строю испанка Фина Роман, но она ехала механиком экипажа своих соотечественников-мужчин. Немецкий же экипаж фактически сошёл с гонки ещё после 9-го этапа. Но организаторы ралли, накинув на это трио несколько огромных временных штрафов, всё-таки сохранили фрау Майер в гонке. В итоге, с учётом пенализации, немка отстала от победителей среди мужчин, четырёх камазовских экипажей, более чем на 250 часов (?!), заняв место в конце четвёртого десятка. Это целых пять «Дакаров» в «чагинско-кабировском» измерении. Тем не менее, «Дакар 2011» не лишился своей победительницы в реальном времени.