Гонка настоящих мужчин

10 Сентября 2009

Пятый этап международного ралли-рейда «Шёлковый путь 2009» стал для гонщиков и их техники суровым испытанием поистине дакаровского масштаба. Но дальше будет ещё труднее, говорят участники гонки…

«Бейнеу — Жанаозен», протяжённость трассы — 479 км, длина спецучастка — 424 км.

Перед взорами участников автомобильного марафона открылись невиданные по красоте пейзажи казахстанской степи. Необычная панорама обширного плато Устюрт с его «лунными» ландшафтами завораживала и… настораживала: ведь для его благополучного прохождения пилотам придётся применить всё своё искусство вождения, а штурманам — хорошо потрудиться, чтобы выбрать самый оптимальный курс.

Самые свежие и искренние впечатления от пятого этапа и всего ралли — из уст дебютанта: «Мы горды и счастливы, — подчеркнул в своём первом интервью на ралли пилот туркменского экипажа на грузовике КАМАЗ Гурбанберды Данаторов, — тем, что глава нашего государства инициировал столь масштабный и увлекательный проект. Только в борьбе с сильными соперниками можно набираться опыта, необходимого для успешных выступлений. Каждый день на трассе — для нас это и испытание, и великолепная школа. О том, что нас ждёт на трассе, мы узнаём только вечером и потому много времени проводим за изучением карты маршрута. За окном машины мелькают завораживающие пейзажи, но нам приходится смотреть только на трассу, а не любоваться красотами природы. Мы учимся не только на своих, но и на чужих ошибках».

А поучительных событий, подчас граничащих с трагическими, на этот раз и в самом деле было немало. В классе грузовиков неприятностей избежал, пожалуй, только экипаж команды «КАМАЗ-мастер» под руководством пилота Фирдауса Кабирова. Он и стал победителем этапа, возглавив при этом гонку и в общем зачёте.

Всё складывалось удачно в этот день и у экипажа Владимира Чагина. На контрольной отметке он опережал всех. Но за 7 километров до финиша скоростного участка произошла неожиданная, исключительно редкая даже для внедорожных трасс авария. На ремонт машины ушло более трёх часов, и экипаж пришёл на финиш только десятым, а в общем зачёте опустился до девятого места.

«У нас отвалилось колесо вместе со ступицей, — сказал пилот после этапа. — Мой штурман нашёл его в 700 метрах от грузовика. Это была просто случайная, досадная поломка. Раньше никогда такого не случалось. Несмотря на то, что сегодня мы потеряли три часа, завтра поедем в привычном ритме гонки».

Экипажу Ильгизара Мардеева пришлось задержаться, чтобы оказать помощь товарищам по команде. Неудачей фаворита и вынужденной остановкой ещё одного прямого конкурента воспользовались другие экипажи. Удачное прохождение этого этапа Алешом Лопраисом (Tatra), который ушёл было в тень на предыдущих отрезках пути, позволило чеху вновь заявить о своих претензиях на высокие места в гонке. Лопраис вошёл в тройку лидеров в общем зачёте ралли. Однако то ли ещё будет…

Пока получается так, что «играть вторым номером» на трассе выгоднее, чем идти первым, открывая путь другим. Так, в категории легковых автомобилей на этот раз одержал победу экипаж Жиниеля де Вильерса на автомобиле Volkswagen, стартовавший утром четвёртым, то есть последним из числа главных фаворитов в этом классе техники. Только лидеру гонки Насеру Аль-Аттия удалось поддержать темп, предложенный южноафриканцем. Он удачно атаковал своих товарищей по команде — испанца Карлоса Сайнца и американца Марка Миллера. Тем самым гонщик увеличил и своё преимущество в общем зачёте ещё на 4 минуты. Рискованная манера езды катарца пока оправдывается, но до самого финиша такое везение бывает далеко не всегда. Таков опыт «Дакара».

У кандидатов на «заветное» пятое место в этом классе также было немало проблем, и многим из них не удалось осуществить задуманное. Француз Кристиан Лавьей на автомобиле Nissan, обосновавшийся вслед за четырьмя гонщиками из команды Volkswagen, вынужден был закончить гонку — сломалась коробка передач, а она, по регламенту, замене не подлежит. Другой претендент на «место под солнцем», француз Филипп Гаш также оказался жертвой неблагоприятных обстоятельств: двигатель его багги загорелся уже через несколько километров после начала «специаля». Таким образом, из фаворитов второго эшелона в строю остались только немец Маттиас Кале и россиянин Алексей Беркут.

У грузовика IVECO Герардуса де Роя снова прокололось колесо. Инцидент произошёл за 30 км до финиша. «Признаюсь, экипажи на КАМАЗах едут очень быстро, — сказал голландец на бивуаке. — Они не боятся нестись по ямам, чтобы проехать прямо. Раньше я думал, что Чагин сумасшедший, но, оказывается, что и Кабиров тоже. Правда, про меня бы они, наверное, сказали то же самое…».

А Фирдаус Кабиров был, как всегда, оптимистичен и рассудителен:
«Сегодня спецучасток был похож на вчерашний, — прокомментировал он этот этап. — Две трети трассы — ровная поверхность с колеёй. Возникали трудности на пересечениях, где были действительно глубокие ямы. Были некоторые неясные моменты в дорожной книге. Постоянно приходилось решать: тормозить ли перед пересечением или пролететь его на скорости. Надо беречь машину и не расслабляться. Двадцатисемиминутный отрыв не такой уж большой, не нужно обольщаться. На мой взгляд, завтра будет самый интересный этап — визитная карточка ралли!»

На предыдущем этапе прекратил выступление единственный женский экипаж ралли на легковых автомобилях. Гонка — и в прямом, и в переносном смысле — стала по-настоящему мужским делом.

Сегодня караван участников беспрецедентного ралли-рейда снова отправился в путь, продолжив путешествие по уникальному плато Устюрт. Маршрут ралли проходит по старинным «верблюжьим» тропам, по которым когда-то шли караваны. Финишной точкой следующего этапа станет город Туркменбаши. Ралли въезжает в Туркменистан.

Результаты пятого этапа

Поз. Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 Фирдаус Кабиров (Россия)
Андрей Мокеев (Россия)
Анатолий Танин (Россия)
КАМАЗ 04:05:13 00:00:00
2 Алеш Лопраис (Чехия)
Ярослав Мишкольци (Словакия)
Милан Холань (Чехия)
TATRA 04:19:58 00:14:45
3 Герард де Рой (Нидерланды)
Том Колсул (Бельгия)
Дарек Родевальд (Польша)
IVECO 04:25:36 00:20:23
4 Эдуард Николаев (Россия)
Вячеслав Мизюкаев (Россия)
Айрат Исрафилов (Россия)
КАМАЗ 04:35:24 00:30:11
5 Ильгизар Мардеев (Россия)
Станислав Погожих (Россия)
Каргинов (Россия)
КАМАЗ 04:51:05 00:45:52
10 Владимир Чагин (Россия)
Сергей Савостин (Россия)
Ильдар Шайсултанов (Россия)
КАМАЗ 07:11:16 03:06:03
13 Иса Маммедов (Туркменистан)
Муслим Мамметалиев (Туркменистан)
Алым Худайкулиев (Туркменистан)
КАМАЗ 07:34:45 03:29:32
14 Айрат Мардеев (Россия)
Роберт Аматыч (Россия)
Игорь Девяткин (Россия)
КАМАЗ 07:37:50 03:32:37
15 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)
Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)
Сергей Ермолин (Туркменистан)
КАМАЗ 07:45:53 03:40:40

Классификация после пяти этапов

Поз. Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 Фирдаус Кабиров (Россия)
Андрей Мокеев (Россия)
Анатолий Танин (Россия)
КАМАЗ 14:00:01 00:00:00
2 Герард де Рой (Нидерланды)
Том Колсул (Бельгия)
Дарек Родевальд (Польша)
IVECO 14:27:16 00:27:15
3 Алеш Лопраис (Чехия)
Ярослав Мишкольци (Словакия)
Милан Холань (Чехия)
TATRA 15:04:02 01:04:01
4 Ильгизар Мардеев (Россия)
Станислав Погожих (Россия)
Каргинов (Россия)
КАМАЗ 15:26:44 01:26:43
5 Эдуард Николаев (Россия)
Вячеслав Мизюкаев (Россия)
Айрат Исрафилов (Россия)
КАМАЗ 15:52:08 01:52:07
9 Владимир Чагин (Россия)
Сергей Савостин (Россия)
Ильдар Шайсултанов (Россия)
КАМАЗ 17:03:31 03:03:30
11 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)
Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)
Сергей Ермолин (Туркменистан)
КАМАЗ 20:00:39 06:00:38
13 Иса Маммедов (Туркменистан)
Муслим Мамметалиев (Туркменистан)
Алым Худайкулиев (Туркменистан)
КАМАЗ 20:50:39 06:50:38
14 Айрат Мардеев (Россия)
Роберт Аматыч (Россия)
Игорь Девяткин (Россия)
КАМАЗ 21:02:08 07:02:07