«КАМАЗ» делится опытом

16 Апреля 2010

На выездном заседании Президиума Государственного Совета Республики Татарстан в Набережных Челнах генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин выступил с обстоятельным докладом, посвящённым реализации антикризисных мер и опыту модернизации производства и технологий «КАМАЗа». Приводим его краткое содержание.

Антикризисная программа ОАО «КАМАЗ» была разработана в октябре 2008 года и включала 12 основных направлений работы — по продажам, снижению издержек, финансированию деятельности, оптимизации активов, повышению производительности труда, внедрению инструментов бережливого производства. Был сформирован плановый модельный ряд грузовых автомобилей с оптимальным для работы в условиях кризиса маржинальным уровнем. Работа по снижению цен, поиску альтернативных поставщиков и внедрению конструкторско-технологических мероприятий помогла сэкономить более 2 млрд. рублей. В целом, антикризисная программа позволила улучшить финансовый результат компании за 2009 год на 3,5 млрд. рублей.

Антикризисные программы были разработаны и реализованы также и основными дочерними предприятиями — ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» и ОАО «ТЗА». Благодаря этому, они сохранили работоспособность даже при снижении объёмов производства до 80%.

«КАМАЗ» не допустил разрыва денежного потока, — сказал гендиректор «КАМАЗа» в своём докладе. 
— Своевременно финансировались закупки и социальные программы, без задержек выплачивалась заработная плата персоналу и налоги. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и серьёзную работу по оптимизации затрат в 2009 году «КАМАЗ» предпринял ряд мер по сохранению коллектива. В период простоя основного производства были организованы временное трудоустройство и общественные работы: в подразделениях и организациях ОАО «КАМАЗ» было создано 20700 рабочих мест, где задействовано более 32 тысяч камазовцев. За 2009 год прошли опережающее обучение более 3400 человек".

При проведении реинжиниринга собственные производственные площади «КАМАЗа» сокращены на 76%, парк оборудования — на 58%. Частично это произошло за счёт передачи отдельных видов деятельности в аутсорсинг, но во всех случаях — без значительной потери объёмов производимой на этом оборудовании продукции. В освобождённых корпусах размещаются совместные предприятия «КАМАЗа» со своими партнёрами. Ещё до кризиса, в 2004 году, был освобождён главный корпус ЗАО «Ремдизель» и его площади переданы в аренду предприятиям малого и среднего бизнеса, участникам Камского индустриального парка «Мастер». Сейчас там размещено 137 предприятий различных направлений деятельности от машиностроения до сферы услуг. На сегодня сдано в аренду 77% площадей от докризисного уровня, к концу года ожидается заполнение 95% площадей КИП «Мастер». И тогда будет рассматриваться вопрос ввода новой, уже третьей очереди КИП и вывода на проектную мощность транспортно-логистического терминала.

Несмотря на ухудшение экономического положения «КАМАЗ» и в условиях кризиса продолжил реализацию намеченных ранее программ развития и наработку новых. Реализуется стратегия компании на 2010–2013 годы. Она предполагает, что «КАМАЗ» продолжит работу по принятым ранее инновационным программам. Были намечены два этапа реализации программы по развитию продукта. По первому из них проведена модернизация существующего модельного ряда автомобилей и создан продукт с новым качеством. На втором этапе будет создано новое поколение грузовых автомобилей и реализовано несколько ключевых инвестиционных проектов. В соответствии с принятыми стратегическими установками, развитие компонентной базы и расширение продуктового портфеля будет осуществляться в партнёрстве с мировыми лидерами по этим направлениям в формате совместных предприятий.

«Интеллектуальный и технический потенциал, который удалось сохранить и создать в период кризиса, — сказал в завершение своего доклада Сергей Когогин, — даёт „КАМАЗу“ возможность оперативно и эффективно среагировать на нужды рынка в период роста деловой активности в экономике России и создать новое поколение автомобилей в соответствии с ожидаемыми сроками ввода новых технических регламентов».