Мощному «КАМАЗу» – мощную систему управления

16 Марта 2011

В автосборочном производстве «КАМАЗа» завершено создание системы управления производством на базе отраслевого решения SAP for Automotive.

В лексиконе специалистов она в общем виде обозначается также и аббревиатурой ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия). Это интегрированная система на базе информационных технологий для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель создания системы — содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построенная, как правило, на централизованной базе данных, ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия.

В 70-90-е годы производство «КАМАЗа» было сосредоточено на массовом выпуске не более чем четырёх моделей автомобилей. Для повышения конкурентоспособности группа «КАМАЗ» в 2000-х годах практически полностью перешла на позаказный выпуск автомобилей. На сегодня минимально выпускается до 10 автомобилей идентичной комплектации в месяц. При такой высокой вариативности используемая информационная модель не могла обеспечить необходимый уровень точности и управляемости процессов планирования и производственного учёта. Это негативно отражалось на эффективности производства: складские запасы росли, были велики объёмы незавершенного производства, участились случаи остановки конвейеров, срывов сроков выполнения заказов.

В 2007 году в группе «КАМАЗ» было принято решение о модернизации процессов управления производством, в первую очередь – информационных систем управления. Был проведен анализ системы управления производством, анализ предлагаемых на рынке решений в части автоматизации системы управления. 18 февраля 2008 года вышел приказ генерального директора ОАО «КАМАЗ» о начале работ по проекту «Внедрение информационной системы календарного управления производством группы организаций ОАО «КАМАЗ». В качестве основной системы был выбран программный продукт SAP for Automotive, а основным исполнителем работ по внедрению – компания «Микротест».

На сегодня выполнены работы по внедрению системы SAP для управления производством автомобильного завода – основного производственного предприятия группы, ритмичность работы которого является обязательным условием эффективной работы всей группы «КАМАЗ». Система автоматизирует следующие процессы:

  • конфигурирование заказа;
  • формирование однозначного состава будущего автомобиля;
  • формирование оптимальной последовательности закладки автомобиля на конвейерах с учётом ограничений;
  • формирование календарного производственного плана для 25 цехов механосборочного производства;
  • оперативное обеспечение материалами, комплектующими рабочих мест из хранилищ и складов;
  • оперативный учёт движения материалов на более чем 80 складах;
  • оперативный учёт выполнения производственного плана, списания материалов и комплектующих в цехах, на контрольных точках конвейеров;
  • учёт и анализ дефектов и брака;
  • формирование себестоимости.

Одновременно с запуском в эксплуатацию информационной системы были проведены существенные организационные изменения, например, создание логистического центра. Кроме того, в ходе проекта развития производственной системы «КАМАЗа» были изменены и существующие бизнес-процессы.

«Внедрение новой системы управления совпало с началом финансового кризиса, спадом продаж и производства, – отметил Юрий Клочков, первый заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ». – В группе «КАМАЗ» в это время была существенно сокращена инвестиционная программа. Однако мы приняли решение продолжать выполнение проекта, и это оказалось правильным. Спад в производстве в этом смысле пошёл даже на пользу – мы смогли сконцентрировать на проекте лучшие силы, отладить новые процессы. Во многом благодаря этому, наша компания оказалась готова к увеличению объёмов производства и, при необходимости, их корректировки в бóльшую или меньшую сторону. В настоящее время ежесуточный выпуск достиг 180 автомобилей, что соответствует докризисному уровню. Но сейчас количество рабочих смен уменьшилось вдвое и, как следствие, достигнут рост производительности труда в 2 раза».

Экономический эффект от создания новой системы управления производством оценивается в 500 млн. рублей в 2010 году. Сокращение недостач товарно-материальных ценностей составило 25%, сокращение брака на основном производстве автосборочного завода – 10%. «КАМАЗ» оптимизировал производственные затраты, исключила случаи простоев, были высвобождены 3 рабочих дня при 20-дневном рабочем месяце. Новая система управления производством позволила получать более объективные оценки затрат на выпускаемые комплектации автомобилей.

По завершении работ на автомобильном заводе началось создание системы планирования межзаводских поставок. До конца 2011 года на «КАМАЗе» появится логистическая система, объединяющая заводы основной технологической цепочки. Долгосрочные планы развития системы включают в себя внедрение решений для управления сбытом и дилерской сетью, управления прессово-рамным заводом, совершенствование систем финансово-экономического блока.

ОАО «КАМАЗ» – лидер российского рынка, занимает 13-е место среди крупнейших мировых производителей тяжёлых грузовиков. Автомобили КАМАЗ эксплуатируются более чем в 80 странах. ОАО «КАМАЗ» – широко интегрированная в международный автомобильный бизнес компания. Создано 4 совместных предприятия с участием ведущих мировых производителей автокомпонентов: «ЦФ КАМА» (коробки передач), «КАММИНЗ КАМА» (двигатели), «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» (тормозные системы) и «Федерал Могул Набережные Челны» (детали цилиндропоршневой группы). ОАО «КАМАЗ» признано лауреатом национальной премии «Компания года» 2010 года в отрасли «Автомобилестроение». Команда «КАМАЗ-мастер» является десятикратным победителем ралли-рейдов «Дакар».

Компания SAP

Мировой лидер на рынке корпоративных приложений, компания SAP помогает организациям любого размера и специализации эффективнее управлять своим бизнесом. Будь то вспомогательные службы или совет директоров, склад или магазин, настольные или мобильные приложения – решения SAP позволяют повысить эффективность взаимодействия отдельных сотрудников и организаций в целом, сформировать глубокое понимание бизнеса и создать конкурентное преимущество. Решениями и сервисами SAP пользуются более 105 тысяч клиентов, передовые технологии компании гарантируют высокую рентабельность, способствуют непрерывной адаптации и устойчивому росту. В 1992 году был открыт офис SAP AG в Москве. За прошедшие 19 лет открылись представительства SAP также и в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алматы, Минске и Киеве, а численность сотрудников превысила 700 человек.

SAP: коротко о главном! www.twitter.com/sap_cis

Компания «Микротест»

Компания «Микротест», основанная в 1990 году, входит в число крупнейших ИТ-компаний России и занимает лидирующие позиции на рынке системной интеграции в части реализации наиболее сложных проектов. Основные направления бизнеса «Микротест» – комплексные консалтинговые и интеграционные проекты, внедрение корпоративных информационных систем, построение ИТ-инфраструктуры и профессиональная сервисная поддержка. В компании работает более 650 специалистов, которым в общей сложности принадлежат более чем 1 тысячи сертификатов ведущих мировых вендоров. Представительства «Микротест» работают в 6 регионах России.

В числе 8 тысяч клиентов «Микротест» – ОАО «Российские железные дороги», Пенсионный фонд РФ, МНС РФ, ЗАО «Компания ТрансТелеКом», МЧС России, ТНК-ВР, ОАО «Лукойл», ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», Банк России, ВТБ, Райффайзенбанк, ФК УРАЛСИБ, ООО «Тойота Мотор», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Лебедянский» и др.

Яндекс.Метрика