Пульс КАМАЗа

9 Февраля 2007

«Литейка» фильтрует металл

Применение пенокерамических фильтров в производствах стального и чугунного литья ОАО «КАМАЗ-Металлургия» стало одним из факторов успеха в прошлом году.

После проведения испытаний на отливках «корпус поглощающего аппарата» и «корпус буксы» в производстве стального литья был заключен договор о поставках фильтров с ООО «Огнеупорные технологии». Применение фильтров серии SKF позволило значительно повысить качество отливок и снизить трудоемкость процесса при исправлении дефектов «шлаковые включения» и «сорные раковины». Применив новинку, получили хороший результат.

Опытные работы с применением пенокерамических фильтров SKF были продолжены на номенклатуре «запорная арматура» и «суппорт». Процент брака по шлаковым включениям существенно сократился, и фильтры на этом направлении были включены в массовое производство.

Для снижения затрат при использовании фильтров в производстве стального литья проведены испытания и внедрены также фильтры собственного производства из стержневой плакированной песчано-смоляной смеси (ФСП-4). Существенное преимущество такого фильтра – низкая себестоимость, которая позволяет при малых затратах значительно увеличить качество отливок.

Как отмечает начальник технологического отдела ПСЛ Андрей Ухов, сейчас ведутся работы по повсеместному внедрению данного типа фильтров при изготовлении номенклатуры стальных отливок для камских грузовиков. В настоящее время число освоенных позиций по камазовской номенклатуре с применением фильтров собственного производства – 35, с применением фильтров SKF – 13.

Подобная работа ведется и в производстве чугунного литья. Например, применение пенокерамических фильтров в производстве камазовского блока позволило снизить брак в 3,7 раза. В целом экономия литейного завода за счет снижения брака на 1 тонну годного чугунного литья составляет 753,4 рубля.

Не так давно были проведены опытные заливки на линии СПО-2 отливок «тормозной барабан» с использованием фильтров «Hoffman Кeramik». Брак по шлаку снизился на 22,5%.

Про «КАМАЗ-мастер» снимут кино

На ралли-марафоне «Дакар-2008» съемочная группа киностудии «Ленфильм» проведет натурные съемки художественного фильма, в основу которого положена история участия в дакаровском ралли команды «КАМАЗ-мастер».

Об этом на пресс-конференции в редакции «Российской газеты» рассказал директор по информационной политике ОАО «КАМАЗ» Владимир Самойлов. «Мы приступили к работе над художественным фильмом про «Дакар», – сказал он. – Над сценарием работает автор «Девятой роты» и «Страны глухих» Юрий Коротков. К концу февраля сценарий будет полностью готов, и тогда мы займемся поисками режиссера, а летом выберем актеров. Сниматься кино будет на следующем «Дакаре».

Планируется, что на свет появятся сразу два продукта – полнометражный фильм и телевизионный сериал. Один из претендентов на главную роль – актер Михаил Пореченков, который по задумке создателей картины будет сам управлять гоночным КАМАЗом на протяжении всей гонки.

Один пишем, два – в уме

В ОАО «КАМАЗ» прошло совещание, посвященное итогам работы организаций и подразделений ОАО «КАМАЗ» в 2006 году.

Гордиться есть чем. Плановые ориентиры компании превысили в среднем на 6-8%, итоги 2005 года – на 34%. Всего в 2006 году было выпущено и реализовано товарной продукции на сумму 59 млрд. 918 млн. рублей, оказано услуг непромышленного характера на 3 с лишним млрд. рублей. С конвейеров автомобильного завода сошло 43739 новых грузовых автомобилей, 1085 получили вторую жизнь после модернизации. Чистая прибыль компании составила 1,4 млрд. рублей. Впервые в течение всего года компания работала без так называемой картотеки, с положительными финансовыми потоками. Но генеральный директор компании Сергей Когогин, не забывавший благодарить каждого, кто внес свою лепту в прорыв, больше говорил о будущем.

Участникам совещания выдали рецепт, быстро устраняющий симптомы головокружения от успехов, – в 2007 году должно быть выпущено грузовых автомобилей на 10% больше, чем в 2006-м. Для повышения эффективности производства в каждом подразделении должны быть разработаны программы по сокращению издержек, постоянных и переменных затрат. Обогнать конкурентов можно лишь налегке, без лишних запасов, гарантировавших самосохранение в советском прошлом.

– Сейчас автомобилестроительные предприятия Северной Америки ждут значительного спада продаж на рынке, им нужно будет сбыть автомобили отличного модельного ряда с минимальной доходностью, а с Востока на российский рынок нацелены китайские производители, – ознакомил коллег с неутешительным прогнозом Сергей Когогин. – Мы к моменту усиления конкурентной борьбы избавились от основных проблем, если этот момент упустим, провал и спад неизбежен. «КАМАЗ» уже прошел через три таких цикла и не в праве себе позволить упасть еще раз, потому что подняться уже не получится.

«КАМАЗ-2006»: продажи

Даже бывалые продавцы не смогли предугадать высоту волны спроса, опустошившей склады готовой продукции компании.

В прошлом году «КАМАЗ» на ряде рынков увеличил свою долю, в частности, в сегменте полноприводных автомобилей с односкатной ошиновкой и специальной техники. Освоено серийное производство таких перспективных моделей, как магистральный седельный тягач КАМАЗ-5460М, самосвалы КАМАЗ-43255 и КАМАЗ-6522, броневой автомобиль сопровождения «Выстрел» и ряд армейских автомобилей.

Ключевым событием для сервисной сети ОАО «КАМАЗ» стало открытие типового торгово-сервисного центра под Казанью. Для ее расширения подобные центры строятся и в других регионах России.

Впервые за историю компании 11314 КАМАЗов отправлено на экспорт. Наши автомобили лидируют по продажам на Украине, увеличился спрос на них в Туркменистане, вышел на проектную мощность сборочный завод в казахстанском Кокшетау. В Пакистане начата сборка грузовиков КАМАЗ с правым расположением руля.

Потеснил конкурентов и выведенный на рынок комплексный лизинговый продукт, который включает в себя все необходимые потребителю услуги: консультации, систему клиентского финансирования, сервисное сопровождение, модернизацию, замену и утилизацию автомобиля. Программы продаж реализуют 38 дилеров, покупатели могут получить услуги в 42 «точках». Сегодня продается в лизинг 7% грузовиков КАМАЗ и каждый четвертый автобус НЕФАЗ. Стоимость лизингового портфеля в 2006 году была 5,660 млрд. рублей, в этом году – 9,5 млрд. рублей.

Но залог сохранения спроса – улучшение качества машин. По словам заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» по качеству Николая Егоршина, соответствующая программа в 2006 году была выполнена на 96,6%. Уровень рекламаций по комплектующим снизился на 30%.

В этом году гарантийные обязательства увеличатся: на КАМАЗы – до 65 тысяч километров, на городские автобусы НЕФАЗ – до 80 тысяч километров, на междугородные и пригородные – до 100 тысяч километров. Уже сейчас «КАМАЗ» по качеству уступает только иномаркам, но продукции компании, чтобы и дальше успешно конкурировать на рынке, нужно преодолеть и этот рубеж.

«КАМАЗ-2006»: техническое перевооружение

Для повышения качества автомобиля в этом году введен поточно-постовой метод сборки на конвейерах автомобильного завода.

По словам главного конструктора ОАО «КАМАЗ» Даниса Валеева, с целью создания высокоэффективного производства агрегатов начато финансирование закупки оборудования для КАМАЗ-6520. Проблемы термообработки должен решить «парк» фирмы «Epson», предназначенный для цементации валов и шестерен. Для повышения качества окраски кабин закупается оборудование фирмы «VANEO».

Ведутся переговоры с потенциальными партнёрами о создании совместных предприятий для производства тормозной аппаратуры, седельно-сцепных устройств, гидроусилителям руля. Большой объем работ был выполнен с фирмой «DÜRR» по концепции реинжиниринга, а также с фирмой «Bosch» по применению топливной аппаратуры для двигателей «Евро-2». Следующим этапом станет создание топливной аппаратуры для двигателей уровня «Евро-3», «Евро-4» и мощностью 400 лошадиных сил. С 1 января 2008 года вступает в силу требование постановления Правительства России о переходе автомобилестроительных компаний на выпуск автомобилей с уровнем двигателей «Евро-3». К этому же дню должно быть создано производство низкопольных автобусов.

«КАМАЗ-2006»: персонал

Важнейшая роль предназначена в новом производственном году персоналу, который должен решать все задачи, стоящие сейчас перед компанией.

Ключевой показатель – повышение производительности труда. В 2006 году она выросла на 34%. Численность отряда камазовцев осталась той же, а средний возраст, благодаря активно внедряемой молодежной политике, уменьшился. Мобилизовать персонал на выполнение производственных задач помогло обучение в «Школе лидерства». Вооруженные знаниями камазовцы выдвинули более полутора тысячи предложений, которые позволят сэкономить по программе «Бережливое производство» 130 миллионов рублей. Сформирован кадровый резерв высшего и среднего звена руководства. Средняя зарплата в ОАО «КАМАЗ» за прошлый год выросла на 20% и составила 9,7 тысячи рублей. Свои жилищные условия улучшили 1298 камазовцев.

Задачи 2007 года – повысить производительность труда на 15%, предпринять меры для улучшения здоровья персонала.

Ставка – на обновление

Команда «КАМАЗ-мастер» будет в этом году делать ставку на молодежь. Об этом 2 февраля на встрече с журналистами в Москве заявил ее руководитель Семен Якубов.

«В этом году мы постараемся выступить на всех этапах чемпионата России по ралли-рейдам, чтобы проверить наших молодых гонщиков, – сказал Якубов. – У нас поедут экипажи во главе с Эдуардом Куприяновым, Эдуардом Николаевым и Андреем Каргиновым. Последние двое пришли к нам из картинга, а Куприянов – это один из лучших трековых гонщиков страны. Штурманами у них будут опытные Андрей Мокеев, Айдар Беляев и Фирдаус Кабиров». Куприянов и Николаев уже выступали на минувшем «Дакаре» в качестве механиков боевых грузовиков. Николаев ехал в экипаже с Ильгизаром Мардеевым, который стал серебряным призером гонки, а Куприянов был механиком у Сергея Решетникова, который вел быструю техничку и финишировал в итоге на седьмом месте.

«Мы серьезно работаем над составом. Ребята имеют несколько специальностей и могут выполнять в экипаже разные роли», – добавил Якубов.

Машине надо «похудеть»

На пресс-конференции в Москве руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов рассказал о планах совершенствования гоночного грузовика КАМАЗ-4911.

Эта модель с различными модификациями участвует на «Дакаре» с 2003 года. С тех пор на ней одержаны четыре победы на главном ралли-рейде (в 2003-2006 гг.). Однако в этом году победа досталась грузовику MAN, которым управлял голландец Ханс Стейси.

«Соперники уже достигли того уровня, что могут бороться с нами на равных за первое место, – признал Якубов. – Но мы готовимся. Мы каждый год улучшаем характеристики нашего грузовика. Главная задача – снизить массу автомобиля. Но это можно сделать, лишь кардинально изменив его конструкцию, а значит – поставить под сомнение надежность. Поэтому к любым изменениям мы подходим осторожно. Хотя менять что-то, безусловно, нужно».

По словам Семена Якубова, в следующем году технический регламент для грузовиков на «Дакаре» изменится, и в ралли могут вернуться грузовики-прототипы, которые были запрещены в 2003 году.

«Весь прошлый год шла полемика, делать ли категорию прототипов в зачете грузовиков на «Дакаре-2007», – сказал Якубов. – Организаторы гонки на это были согласны, а вот Международная автомобильная федерация выступила против. До осени не было никакого решения, поэтому организаторы попросили участников отнестись к этому «Дакару», как к переходному, и не устраивать скандалы по поводу несоответствия машин соперников регламенту. Если бы они придерживались всех правил, то до гонки допустили бы только нас и, может быть, грузовики MAN».

Говоря о планах своей команды на ближайшее будущее, Якубов также отметил строительство нового автоспортивного центра «КАМАЗ-мастер» в Набережных Челнах, который, по его словам, будет запущен уже в первом квартале этого года. «В нем будет 2000 квадратных метров рабочей площади вместо нынешних 400», – добавил он.

«КАМАЗ-Дизель»: завтра будет лучше, чем вчера

О том, каким был ушедший 2006 год для одной из крупнейших «камазовских дочек» – ОАО «КАМАЗ-Дизель» – и что у неё в планах на 2007 год, рассказал генеральный директор предприятия Евгений Федулов.

Одним из главных результатов стал рост производства: за год собрано 51600 двигателей, отгружено – 52663 единицы, то есть на 32,5 % больше, чем в 2005 году. Товарной продукции произведено на 14,6 млрд. рублей, что превышает уровень прошлого года на 29,1 %.

С ростом производства выросла средняя зарплата на предприятии, она составила 8850 рублей. Рост зарплаты работников завода составил более 23 %, что в два раза превышает показатель инфляции по России. Все это стало возможным только в результате общей слаженной деятельности дизелистов.

Одним из самых важных событий года стал выпуск пятидесяти тысяч двигателей с начала года. В этом году «КАМАЗ-Дизель» установило рекорд: такого количества двигателей не выпускали со времен развития завода до пожара. А такой высокой производительности, как сегодня, дизелисты не знали за всю историю существования завода.

Один из основных факторов этого успеха – инновационные подходы к работе. В этом году предприятие всерьез занялось внедрением проектов «Бережливого производства», подключив к работе все без исключения подразделения. Без преувеличения можно сказать, что «Бережливое производство» – это требование времени.

Бизнес-план на 2007 год предусматривает выпуск более 63 тысяч двигателей. Кроме того, предстоит серьезная работа по освоению двигателей совершенно нового уровня. В январе 2008 года, согласно законодательству, в силу вступят экологические требования «Евро-3». Это означает, что все автопроизводители, включая «КАМАЗ», должны будут выпускать автомобили с двигателями только этого класса.

В рамках перехода на «Евро-3» намечено освоение и шестицилиндровых двигателей этого класса. Уже в прошлом году была выпущена опытная партия таких моторов. Сейчас завершаются их испытания. В 2007-м завод начнет подготовку их производства.

Предстоит серьезная работа по выполнению программы реинженеринга ОАО «КАМАЗ», в рамках которой все механообрабатывающее производство будет сосредоточено на площадях ОАО «КАМАЗ-Дизель». Инженерная служба дизелистов совместно с камазовскими проектировщиками сейчас создает проект будущего завода. Так что дизелистов ожидает много перемен.

Праздник камазовских водолеев

ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» провело День предприятия. За прошедший год предприятие во многом изменилось само и постепенно меняет отношение заказчиков к дару природы, кажущемуся неисчерпаемым.

Генеральный директор ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» Уел Хусаинов, поздравляя коллектив, отметил лишь главные высоты, которые удалось взять персоналу. Во-первых, удалось улучшить основную технологию – процесс очистки воды, промышленных стоков, хозбытовой канализации. Во-вторых, взяв в аренду сети литейного завода, КИСМа, «Ремдизеля», «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» завершил объединение производства водоснабжения и инженерных коммуникаций образца 1995-1996 года. В-третьих, за прошедший год стараниями коллектива обновлено 25 километров водопроводных сетей и 3 километра канализационных. Всего за последние пять лет «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛу» удалось поменять более 90 километров водопроводных сетей, что составляет 36% городских сетей. В-четвертых, завершено создание своей информационной сети, и теперь предприятие имеет базу для совершенствования системы управления.

Кроме того, был озвучен главный итог последних трех лет работы –реализация специальной программы позволила более чем в два раза уменьшить расход воды на один произведенный автомобиль. Предприятие первым в республике внедрило и освоило стандарты ИСО-9000 и ИСО-14000.

Впрочем, по словам первого заместителя министра Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Раузиля Хазиева, успокаиваться на достигнутом пока рано. «В городе большой износ труб, - сказал он, - и даже 90 километров, замененных за три года, – это капля в море. Надеюсь, «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» приведет в порядок и сети юго-западной части города. В Альметьевске, чья система водоснабжения практически ваша зона ответственности, нужно сократить потери на 40 процентов. Стратегия водоснабжения – это ваш бизнес. В нем нет большой рентабельности, но ваш опыт и знания всегда будут востребованы».

Еще один дом компании

В новом году у ОАО «КАМАЗ» появилось представительство в Санкт-Петербурге. Руководит новой структурой Олег Моисеев.

Задачи представительства – защита интересов ОАО «КАМАЗ» в Санкт-Петербурге и продвижение продукции компании в этом регионе.