Пульс КАМАЗа

24 Января 2007

Бизнес-план: амбициозен и реален

Министерством экономики и финансов РФ отмечен высокий уровень подготовки бизнес-плана группы организаций ОАО «КАМАЗ» на 2007 год.

Завершая 2006 год, «КАМАЗ» вновь испытал на прочность свою корпоративную систему планирования: в конце декабря был утвержден бизнес-план группы организаций ОАО «КАМАЗ» на 2007 год. В нем установлены достаточно амбициозные цели: реализовать товарной продукции и услуг на сумму 66,8 млрд. рублей, достигнуть рентабельности продаж 8,7%, чистой прибыли — 3,376 млрд. рублей, обеспечить финансирование социального пакета в сумме 338 млн. рублей, рост среднегодовой заработной платы 23% к ожидаемому в 2006 году.

Двойной рост

Казахстанско-российское СП «КАМАЗ-Инжиниринг» планирует увеличить в 2007 году выпуск автомобильной техники до 3192 единиц с 1621 в 2006 году.

Об этом сообщила пресс-секретарь Акмолинской областной администрации.

В планах предприятия — дальнейшее освоение выпуска модельного ряда автомобилей КАМАЗ, в том числе самосвалов тяжелой серии и полноприводных грузовиков.

У метрологов «КАМАЗа» есть программа

Департамент главного метролога ОАО «КАМАЗ» (ДГМет) и ИНЭКА (бывший Камский политехнический институт) договорились о совместной подготовке инженерно-технических кадров для метрологической службы «КАМАЗа».

Решение кадрового вопроса — важная часть стратегической программы ДГМет на год предстоящие годы, в которой выявлены основные проблемы метрологической службы и намечены меры по их решению. Другая составляющая программы — обновление оборудования. Подготовку кадров низшего звена и рабочих специальностей будет вести профессиональное училище № 57.

Кузница «КАМАЗа»: инвестиции в производство

На кузнечном заводе реализуется ряд инвестиционных проектов, необходимых для выполнения всё возрастающего корпоративного заказа.

Прежде всего, это большая программа по переоснащению Центральной заводской лаборатории. Проведен капитальный ремонт приборов по определению химического состава металла, поставлен новый стационарный анализатор для определения химического состава и микроструктуры металлов. В ближайших планах закупок — переносной прибор для анализа металлопроката при входном контроле.

Защищен и поступил в работу проект модернизации печей и регистрации температуры на термических агрегатах «Шкода». На завод уже поступило современное оборудование, которое позволит контролировать и стабилизировать процесс термообработки поковки после штамповки.

Идет работа и по подготовке контрактов на поставку оборудования по восстановлению штамповой оснастки методом наплавки. Скоро на завод поступит установка по наплавке штамповой оснастки (из Англии) и два обрабатывающих высокоскоростных фрезерных центра (фирма «Ковосвит», Чехия). К сентябрю 2007 года оборудование будет запущено в промышленную эксплуатацию. Ожидаемый эффект от реализации проекта — 38 млн. руб. ежегодно, плановый срок окупаемости проекта — полтора года.

Приглашаем учиться

ОАО КАМАЗтехобслуживание» и кафедра автомобильной техники и передовых технологий РИПТиБа продолжают совместный проект по обучению специалистов автоцентров, дилеров «КАМАЗа» и крупных автохозяйств, эксплуатирующих автомобильную технику КАМАЗ и НЕФАЗ.

Новый семестр начался 22 января. Традиционно программа обучения особый акцент делает на обслуживании, монтаже и ремонте таких сложнейших комплектующих, как топливная аппаратура, АБС (антиблокировочная система), двигателей «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3». Кроме того, в рамках предусмотренной программы осуществляется повышение квалификации ИТР по особенностям устройства и эксплуатации автомобилей КАМАЗ «тяжелого» класса и автобусов НЕФАЗ.

Получить должное образование и повысить свою квалификацию смогут все желающие специалисты соответствующих дилерских и сервисных сетей, автосборочных производств и прочих представителей хозяйств, как отечественных, так и зарубежных, эксплуатирующих камазовскую автотехнику.

По законам цивилизованного рынка

«АвтоВАЗ» избавляется от лишних посредников, сообщила на днях федеральная пресса. А как с этим обстоят дела на «КАМАЗе»? Статья главного специалиста департамента экономики Александра Миронова посвящена этой актуальной теме.

В эпоху бартерных отношений «КАМАЗу» также не удалось избежать закупок материальных ресурсов через посредников и избавиться от них сразу при переходе на денежные расчеты. Но работа по заключению прямых контрактов с заводами-изготовителями была начата ещё в 2004 году.

Приоритетными направлениями были выбраны: снижение закупочных цен на материальные ресурсы от поставщиков, создание банка данных альтернативных материалов, комплектующих и поставщиков, с целью перехода на рыночные цены и ухода от диктата монополистов, снижение материалоёмкости, замена материалов и комплектующих, использование оптимальных схем финансирования закупок, совершенствование внутрихозяйственного планирования, развитие информационных технологий, обучение персонала и его мотивация. Подразделениям ОАО «КАМАЗ» были выданы задания по снижению затрат с разработкой мероприятий.

Резко активизировалась эта работа после назначения исполнительным директором ОАО «КАМАЗ» Васила Каюмова и прихода команды закупщиков во главе с Ришатом Кавиевым. Результатом выполнения мероприятий было снижение затрат на закупки материальных ресурсов на 800 млн. рублей в 2005 году. Пересмотрены контракты на поставку металлопроката, доля которого составляет до 40% в стоимости машинокомплекта. Заключён прямой договор с Магнитогорским металлургическим комбинатом, что позволило снизить цены до 15%. В целях удержания цен и получения максимальной скидки были консолидированы заказы на закупку металла для «Автоприцеп-КАМАЗа» и «НЕФАЗа». Переход на прямые закупки лонжеронной стали марки 20ГЮТ от изготовителя АО «Миттал Стил Темиртау» (Казахстан) снизило цены на 13%.

Ценовые проблемы с закупками металла у «КАМАЗа» и поставщиков комплектующих изделий возникают только по номенклатуре, используемой в производстве в малых объёмах. В этих случаях поставщики металла не предоставляют скидки, что увеличивает себестоимость покупных комплектующих и автомобиля. Департаменту закупок и логистики (ДЗиЛ) предлагается проработать с поставщиками вопросы снижения или замораживания на длительный срок цен посредством консолидации их заказов у одноименных изготовителей металлопроката, что может дать дополнительное снижение затрат на закупки.

Со стратегическими поставщиками было проще, так как «КАМАЗ» до 90% сохранил с ними прямые поставки. Но и здесь работа по полному переходу на изготовителя ведётся постоянно, её результатом в 2006 году были прямые закупки подшипниковой продукции по ценам на 12% ниже, чем ранее, при посредниках. Положительным моментом в снижении затрат была передача закупки всей номенклатуры комплектующих изделий заводам, использующим эти изделия в производстве. Так, ОАО «КАМАЗ-Дизель» перешло на самостоятельные закупки ТНВД, форсунок, поршня, гильзы, вкладышей, стартеров и генераторов, что снизило цены до 10% и заморозило стоимость машинокомплекта практически в течение всего 2005 года.

При этом выстраивалась аналогичная стратегия закупок даже с поставщиками, которых можно отнести к монополистам: например, ОАО «ЯЗДА», ОАО «Мотордеталь». Но по определённой номенклатуре у ДЗиЛ всё же остаются проблемы. Они связаны с монополизмом поставщиков шин, нормалей, резинотехнических изделий, амортизаторов. Монополисты, как правило, поднимают цены в начале года на величину выше среднеотраслевой, что приводит к превышению запланированных затрат. Предлагается два варианта работы с монополистами. Первый — выстраивание с ними стратегического альянса, что обеспечит доступ к его технологии, ускорит разработку новых конкурентных изделий, повысит гибкость работы. Второй — поиск альтернативных поставщиков. Выбор варианта зависит от экономической эффективности в каждом конкретном случае.

Дополнительный резерв снижения затрат — номенклатура покупных материалов: топливо, масла, охлаждающие жидкости, лакокрасочные материалы, пластмассы, резинотехнические изделия, текстильные материалы, кабельная продукция, бумажная продукция, пиломатериалы. По этой группе имеются альтернативные поставщики-изготовители. Необходимо их внести в свой банк поставщиков, с сертификацией продукции в НТЦ и выстраивать стратегию закупок, которая обеспечила бы закупки по минимальным рыночным ценам. «АвтоВАЗ» перешёл на закупки нефтепродуктов у крупных операторов, таких как ЛУКОЙЛ. Другую часть номенклатуры Тольятти закупает через специально созданный в Интернете сайт для поставщиков материалов.

По мнению департамента экономики, необходимо продолжить начатый переход на закупки материальных ресурсов напрямую у изготовителей и создавать с ними стратегические альянсы, используя там, где это эффективно, различные виды оплат. Тем самым можно обеспечить снижение затрат на закупки ещё до 10%, предотвратить необоснованный рост цен со стороны поставщиков, обеспечить ритмичность поставок, повысить качество закупаемых материальных ресурсов.