Стратегия развития

23 Августа 2005

Совет директоров ОАО «КАМАЗ», состоявшийся 23 августа в Москве, утвердил программу стратегического развития компании, рассчитанную на период до 2010 года. Об этом сразу же после заседания сообщил на пресс-конференции журналистам генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Документ под названием «МАСТЕР-270. Публичная стратегия», разрабатывавшийся более года, включает в себя все аспекты развития компании: минимизацию издержек, активный (агрессивный) маркетинг, стратегическое партнерство, технологическую реструктуризацию, единство персонала и расширение модельного ряда. В общем и целом это означает, что компания через пять лет ставит цель увеличить доходы в два раза, довести рентабельность продаж по чистой прибыли до 7 процентов и выйти на нулевой баланс по просроченной задолженности и по долгосрочным кредитам и займам. Обороты компании до конца 2005 года составят 1,5 миллиарда долларов и возрастут к 2010 году до 3 миллиардов долларов. В год «КАМАЗ» будет выпускать более 50 тысяч автомобилей. В этой связи в сторону увеличения будут пересмотрены планы по производству автобусов и развитию собственного производства спецтехники.

Основные показатели бизнес-плана, высказал уверенность генеральный директор, будут выполнены. По итогам 2005 года группа компаний намерена получить чистую прибыль в размере 306 млн. рублей. «КАМАЗ» сосредоточился на выпуске основного продукта – грузового автомобиля, запасных частей и сервисе. Техника КАМАЗ пользуется достаточно устойчивым спросом, рекордной отметки достигнут в этом году поставки грузовиков на экспорт: не менее 8,5 тысяч автомобилей (в 2004 году эта цифра составила 6400 КАМАЗов). Ориентация на экспорт будет усилена: заканчивается процедура сертификации автомобиля КАМАЗ с двигателем «Евро-3» с целью реализации его в странах Европы. География внешних рынков – самая широкая, но основными традиционно остаются Казахстан, Вьетнам, Украина, а также целый ряд новых потребителей в арабских и африканских государствах (при этом «КАМАЗ» поставляет автомобили и с правым рулем).

Компания и впредь намерена продолжать избавляться от непрофильных активов и, напротив, приобретать активы, которые позволят ей осуществить амбициозные планы. Комментируя открывшееся на днях новое сборочное производство КАМАЗов в Казахстане, Сергей Когогин заметил, что осуществлена продажа лицензии на производство 10 моделей и модификаций автомобилей и что правительство этой республики создает условия для развития подобных предприятий. В целях привлечения инвестиционных ресурсов КАМАЗ следует курсом дальнейшего развития сотрудничества с мировыми фирмами, также идя по пути создания совместных производств. Это касается и двигателя, и других агрегатов. Действует отдельная программа по развитию торговой сети и сервисных центров в городах и регионах России. Рассматривается вариант сотрудничества с одной из турецких компаний по изготовлению для нее шасси под низкопольный автобус.

Интересовавший журналистов вопрос грядущей приватизации «КАМАЗа», точнее – госпакета акций пока остается открытым. «Я не понимаю зачем продавать госпакет сегодня, когда незавершена процедура финансового оздоровления компании. Когда это произойдет акции компании могут стоить ещё дороже».

Генеральный директор «КАМАЗа» при этом отметил, что реализация разработанной стратегии развития возможна при условии наведения порядка на рынке России - и в этом смысле у российского правительства есть два пути: либо следовать курсу технического прогресса, закрывая рынок для не отвечающей современным стандартам, либо вовсе отказаться от ограничений на ее ввоз и выпуск. Для отечественных и иностранных производителей автотехники, выступающих игроками на одном рынке, должны быть созданы равные условия. Третьего не дано.