Под грохот тамтамов Тан-Тана

5 Января 2006

4 января, 5-й этап: «Уарзазат — Тан-Тан», общая протяженность — 819км, спецучасток — 350км.

Наш специальный корреспондент, менеджер команды «КАМАЗ-мастер» по информационным технологиям Алексей Шилободин передает из Тан-Тана (Марокко):

Чуть более четырех часов потребовалось КАМАЗу №508, ведомому Владимиром Чагиным, чтобы первым в классе грузовиков преодолеть дорожные препоны спецучастка протяженностью 350км на пути в Тан-Тан — последнее стойбище железного табуна ралли «Лиссабон-Дакар 2006» в Марокко. Спустя 13 минут 45 секунд своего железного скакуна — КАМАЗ №500 — стреножил Фирдаус Кабиров. Чех Карел Лопраис на «Татре» показал третий результат, проиграв лидеру 23 минуты.

Пятая подряд победа российского экипажа на КАМАЗе в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина еще более укрепила положение в общей квалификации тяжелой спортивной техники. Второе место пока удерживает «Татра» шестикратного победителя «Дакаров» Карела Лопраиса, который проигрывает Чагину 1 час 31 минуту 47 секунд. Всего 39 секунд — после более чем трех тысяч километров пути! — уступает ему Фирдаус Кабиров, стремительно ворвавшийся в группу лидеров вкупе со своим штурманом Айдаром Беляевым и механиком Андреем Мокеевым.

Иначе сложилась сегодня гонка для экипажа КАМАЗа №514 Сергея Решетникова. Он завершил этап поздно вечером, придя к финишу 44-ым. В общем зачете, с учетом сегодняшнего результата, он опустился на 23-е место. 

Итак, из 9043км ралли «Лиссабон-Дакар 2006» спортивный караван оставил под колесами уже 3067км. Позади Португалия, Испания и Марокко. Впереди Мавритания, Мали, Гвинея и Сенегал. Ближе к Мавритании начали появляться первые настоящие пески. Но главное их «очарование» гонщикам еще предстоит вкусить. А сегодня на трассе спецучастка преобладали гравий и камни. Извилистая, быстрая и пыльная, она таила в себе немало ловушек в виде ям, колдобин, речных русел, как высохших, так и наполненных зимней африканской жижей. Кто хоть на миг позволил себе расслабиться — тут же оказывался в ловушке.

Еще ранним утром часть самолетов, в том числе обслуживающих прессу и медиков, оказалась блокированной в Уарзазате из-за сильнейшего тумана, обложившего Тан-Тан со всех сторон. К бивуаку стали возвращаться медицинские вертолеты с потерпевшими крушение гонщиками. В Тан-Тане повторилась та же картина. Все это вполне закономерно — начинает накапливаться усталость, техника тоже требует отдыха. Но до дня отдыха, или суточного бдения механиков в Нуакшоте еще три перехода. И каких! 444км, 499км, 508км — это протяженность предстоящих спецучастков. Самых длинных с начала гонки, которые выльются в кульминацию первой части ралли до дня отдыха. И никто пока, несмотря на нынешние роли в этом драматическом спортивном спектакле, не может сказать, кто станет главным героем, а кому судьба отведет роль спортивной массовки.

А пока настроение в нашей команде боевое. «Сегодня, — не сдерживая эмоций, подводит итоги дня Семен Якубов, — мы посостязались по-настоящему, состоялась, так сказать, очная ставка с „МАНом“ Стейси. Он нас опередил где-то, потом мы его „достали“, и началась игра на обгон. И так много километров — на триальной трассе с огромными кочками. Вот это была езда — казалось больше не ехали, а прыгали. Отталкиваемся колесами и летим, как на бреющем полете. А незадолго до финиша голландец куда-то исчез. Мы приехали, а его нет. Даже обидно стало. Но потом узнали — Стейси финишировал, но на полчаса позже, чем мы».

Доволен результатами гонки и Кабиров:

- Трасса самая разнообразная — и с камнями, и с гравием. Волнистая, как стиральная доска. Едешь — как по волнам плывешь. Сегодня по-настоящему почувствовали преимущества нового местоположения топливного бака, который мы переместили в гоночных грузовиках в заднюю часть кузова. Классная получилась развесовка. Те перегрузки, которые раньше нас очень изматывали, сейчас не чувствуются.

- Ты «наступил на хвост» Лопраису, попытаешься завтра его обставить?
- Нет, специально форсировать не буду, постараюсь сохранять принятый темп, который себя оправдывает.

… А в Тан-Тан туристы съехались, кажется, со всего света. Такое здесь случается каждый год — сотни автомобилей для семейного отдыха наводнили местный аэропорт.

Еще засветло наши механики приступили к работе, быстро, ловко, споро. Совершенно случайно получилось показательное выступление — «механики команды „КАМАЗ-мастер“ в деле» — перед нескончаемой толпой любопытствующих.

- Мы сами из Франции, а работаем здесь, в Марокко. Можно пофотографировать? — супружеская пара средних лет, не дожидаясь ответа, уже вовсю щелкает двумя фотоаппаратами. — «КАМАЗ» — великая команда, великая. А вы делаете эти грузовики сами?
- Сами.
- А все, кто ездит, откуда?
- Тоже все свои, работают на заводе.
- Пожалуйста, можно попросить какой-нибудь сувенир?
- Можно …

Каждому свое. Огромный бивуак, расцвеченный необъятным количеством огней, бурлит: торговцы — торгуют, артисты танцуют и поют, туристы заполоняют все свободное пространство… Но это всего лишь привычные декорации на гостеприимной, традиционно гостеприимной земле Марокко. Главное действо ночи совершается там, где всегда: на сотнях маленьких стоянок огромного бивуака. Колдуют над машинами механики, разгадывают ребусы утренней легенды штурманы, уточняют тактику пилоты … Под грохот тамтамов Тан-Тана.

* * *

Взгляд из Набережных Челнов.
Гонщики команды «КАМАЗ-мастер» в своих комментариях нашему спецкору скромно умолчали, что незадолго до финиша спецучастка экипаж Владимира Чагина остановился, чтобы оказать помощь россиянину Андрею Иванову на легковом «Ниссане» (№343). На тот момент КАМАЗ уже лидировал. Фактически ребята делали это, жертвуя своей победой на этапе, поскольку в это время мимо них на всех парах пролетел «МАН» Ханса Стейси, стартовавший минуту спустя после нашего лидера.

Вот уже третий этап подряд голландцы, пользуясь близостью стартовых позиций, буквально сидят у наших «на хвосте». У них просто нет необходимости проявлять свое умение навигации: достаточно ехать по следам КАМАЗа №508 — не ошибешься. Выражаясь шахматным языком, играть черным цветом на «Дакаре» иногда бывает даже проще, чем белым. На этот раз голландцам за счет коротких рывков удавалось оказываться первыми на обоих контрольных пунктах. Но был еще не вечер. Мастерство и опыт камазовцев и на этот раз сказались именно на финише, когда у большинства гонщиков и сил остается немного, и ослабевает концентрация внимания.

Тем не менее, вынужденная остановка КАМАЗа предоставила шанс экипажу Стейси выиграть хотя бы один этап на ралли. Но — не было счастья, и чужое несчастье не помогло. Оказалось, что «МАН» устремился не на финиш спецучастка, а совсем в другую сторону. Пришлось голландцам возвращаться «на исходную позицию», которую грузовик Владимира Чагина вместе со спасенным «Ниссаном» к тому времени уже покинул. Такова «природа» получасового отставания Ханса Стейси на этом допе.

Свою победу надо добывать самому …