Антикоррупционные меры «КАМАЗа» сделают закупки прозрачнее

8 Апреля 2013

«КАМАЗ» меняет систему работы со своими поставщиками – новый подход позволит компании повысить прозрачность, уменьшить издержки и снизить себестоимость продукции.

Первым шагом в этой работе стало создание Блока заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» по закупкам, объединившего уже существующие структуры – Центр закупок, приобретающего продукцию для главного сборочного конвейера автозавода, и ООО СТФК «КАМАЗ», которое занимается закупками для нужд дилерской и сервисной сетей. Главная задача нового Блока – повысить прозрачность, минимизировать затраты и оптимизировать процесс закупки. Чтобы добиться требуемого результата, на «КАМАЗе» было принято решение заключать договоры с заводами-производителями напрямую, исключив из «цепочки» посредников, а также в процессе переговоров с поставщиками добиваться от них снижения цен на поставляемую продукцию. Эти меры должны устранить «фирмы-паразиты», которые реализуют автозаводу сырье и компоненты по завышенным ценам, а закупают продукцию по ценам на уровне себестоимости.

Надо сказать, что выбранная политика оказалась верной. Так, только с начала 2013 года удалось сократить затраты на сумму более 420 млн. рублей, в том числе, за счёт снижения цен на поставляемую в Центр закупок продукцию. При этом были исключены некоторые недобросовестные посредники, которые поставляли товар по завышенным в разы ценам. Например, компоненты производства «БелОМО» «КАМАЗ» был вынужден покупать с наценкой до 90% (фирма-посредник – ЗАО «КамЗААЦ»), а огнетушители ОП-2 производства «Ярпожинвест» компания «Промспецснаб» поставляла автозаводу, накручивая 60%! «КАМАЗ» берёт строгий курс на прямые отношения с заводами-изготовителями.

Внедряя новую практику взаимоотношений с поставщиками, лидер отечественного грузового автомобилестроения уходит от коррупционной составляющей, обеспечивая прозрачность в системе закупок и снижая комплаенс-риски. В том числе и работа в этом направлении, вкупе с программой по оптимизации трудового процесса и снижению комплаенс-рисков привели к положительным финансовым результатам – согласно бухгалтерской отчётности «КАМАЗа» по итогам 2012 года, компании удалось снизить себестоимость на 2% – с 96,9 млрд. рублей (2011 г.) до 95 млрд. рублей (2012 г.).