Автопробег, равнозначный «Транссибу»

14 Июня 2004

Огромная карта на экране в конгресс-зале Центра международной торговли в Москве, на которой 11 июня высветился маршрут автопробега грузовиков «Лиссабон — Владивосток», вызвала ассоциации с песней Высоцкого «Канатоходец».

«Но теперь ему меньше осталось пройти: всего три четверти пути!» Это правда: из 15 тысяч километров колонна преодолела четыре тысячи в жестких условиях «евростандартных» автобанов. Теперь предстоит «ударить автопробегом» по российским просторам. Один из самых сложных этапов — дорога «Чита — Хабаровск», открыл которую 26 февраля Президент России Владимир Путин. Но до этого — еще почти целый месяц. Сегодня участники тура открыли в столице Татарстана 9-й Казанский Международный автосалон.

Конкурент растет 

В Москве же приглашенные на пресс-конференцию гости, журналисты с нескрываемым интересом осматривали тройку «стреляных» автопоездов, расспрашивали водителей о самочувствии и впечатлениях, чтобы чуть позже получить из уст государственных мужей ответы на самые разные вопросы — в том числе и каверзные. Надо сказать, что замминистра транспорта России Сергей Аристов, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Насонов, президент Российского автотранспортного союза Иван Марчук, его коллега по Международному союзу автомобильного транспорта Дмитрий Ларионов, президент Ассоциации международных автоперевозчиков Юрий Сухин и вице-президент АСМАП Михаил Низов, ведший пресс-конференцию, выруливали из этих проблемных переулков весьма виртуозно.

Итак, автопробег с полным правом можно назвать историческим уже потому, что это первый официальный тур грузовых автомобилей по самой длинной автомобильной дороге мира. И, хотя «торговля между Лиссабоном и Владивостоком еще не налажена», как не без юмора заметил А. Насонов, задачи тура — доказать, что трасса пригодна к использованию и в целом, и на любом заданном отрезке, рассмотреть возможности средних скоростей на отдельных участках дороги, ее проходимость, обустроенность и возможные барьеры — для совершенствования.

Автотранспортники всерьез решили продемонстрировать, что у железной дороги растет солидный конкурент, который обеспечивает перевозку более дорогостоящих грузов, причем водитель-экспедитор служит как бы гарантом большей надежности при доставке их потребителю. По замыслу чиновников, естественная конкуренция должна сыграть на снижение стоимости перевозок — и на развитие экономики страны. Вот несколько цитат из выступлений.

Ю. Сухин:
- Историческую дату беспрецедентного пробега можно приравнять к 1903 году, когда открывалась Транссибирская магистраль. Создание единого министерства транспорта даст возможность разработать такие логистические системы, которые будут способствовать именно совместной работе перевозок автомобилистами, железнодорожниками, речниками на огромнейшем пространстве России, четко и своевременно переключаться с одного вида транспорта на другой. Пробег приближает Азию к Европе, раскрывает экономический потенциал российской экономики к развитию пока еще далеких кладовых — мировых запасов полезных ископаемых, показывает возможность привлечения инвестиций. Не зря еще Ломоносов сказал, что Россия будет прирастать Сибирью. Мы очень рады, что в этом пробеге участвует наш автомобильный гигант «КАМАЗ», который идет на равных с другими фирмами.

С. Аристов:
- Знаменательно, что встреча проходит в канун Дня России. Это новая Россия, которая строит дороги и открыта для всего международного сообщества. Общепризнано, что в силу своего географического положения она будет играть решающую роль в создании Евроазиатского экономического пространства в ближайшие 10 лет. Ключевая роль при этом отводится автомобильному транспорту. Именно этим объясняется настойчивая проработка международным сообществом концепции транспортных коридоров Север-Юг и Запад — Восток.

И. Марчук:
- Мне пришлось мне начинать строительство второго этапа дороги «Чита — Хабаровск». Ее здесь очень ждали. Дорога трудная, но приносит удовлетворение, когда ты ее проходишь. Сейчас здесь ежесуточно проходит до 1800 автомобилей, из них около сотни — большегрузы.

«Вот идет КАМАЗ!»

Часто слышал камазовский экипаж эту фразу в кабине по рации: то не мог скрыть эмоций «бывший наш народ», дальнобойщики-соотечественники. На пресс-конференциях задавали вопросы: какие у «КАМАЗа» перспективы, какие машины еще делает завод. Автопоезд, шедший несколько дней на предельных скоростях, в условиях перегрузок показал себя отлично: обошлись даже без запчастей (что было одним из условий участия): в Европе не принято ремонтироваться на дороге или на стоянках — для этого есть сервисные станции. Избежали, к счастью, и штрафов.

Л. Ожегов, руководитель группы, директор департамента сервиса и качества ТФК «КАМАЗ»:
- Устранили трещину на трубке топливного насоса высокого давления и обрыв стремянки ставропольского полуприцепа. Самое сложное, что автомобиль мы взяли товарный, необкатанный, в этом был и остается определенный риск. На автобанах КАМАЗ, по сути, сдавал экзамен, и ведет себя на трассе достойно. Проехали девять стран. Наиболее сложным было движение по Германии, где очень жесткие требования движения, подходы к режиму перемещения водителей, хотя полицейские из-за куста не ловят, а просто просматривают карты с тохографа, — весь режим движения за несколько дней, начиная с Москвы, и могут наказать за превышение времени, скорости. Многие автобаны строят участками, приходилось идти по узким коридорам. На пути видели много аварий, три сгоревших автопоезда. Дома трудности подстерегают нас на дороге Чита — Хабаровск. Точек для отдыха нет, гравийная дорога, 300 километров — очень проблемный участок. Наши дороги хуже — зато есть свобода в действиях. 

Обоих пилотов, Николая Чумакова и Загфара Хабибуллина, по их признанию, больше всего потрясли скорости, с которыми они «пролетали» границы государств. А еще то, что в Португалии великолепные дороги выстроены прямо в скалах. Загфар даже подосадовал: а мы на равнинах такие сделать не можем…

Очень простые вопросы 

До сих пор в наших репортажах постоянно назывались три автопоезда, участвующих в автопробеге. Однако корреспондент журнала «Авторевю» Федор Лапшин заметил, что "куда-то подевался ДАФ, а вместо него появился «Интернейшнл», и не преминул задать свой «очень простой вопрос» участникам пресс-конференции. Михаил Низов прояснил ситуацию:

- Официальным участником автопробега ДАФ не являлся, он был приглашен, чтобы буксировать прицеп «Тонар» до Лиссабона. Теперь его сменил «Интернейшнл». Пока совершенного тягача, способного одинаково отвечать требованиям Европы и России, не существует.

Министры многозначительно улыбались: получение лавровых венков весьма проблематично, а вот коли что случится, — позор на весь мир. Званых на автопробег было немало, но рискнули официально заявить об участии только «Дайлер Крайслер» (Aktros) и «КАМАЗ». Анатолий Насонов высказался прямо: «Я так понимаю, испугались конкуренции, в основном — с КАМАЗом!»

Это еще не все, что мы можем

Ильфас Гатиатуллин, руководитель ТФК «КАМАЗ», уверен: «Если мы рискуем на гонках „Париж — Дакар“, то здесь проще. Это еще не все, что мы можем». И пообещал, что к осени появятся новые тягачи.

Что ж, не раз «КАМАЗ» ставил перед собой задачи, решая которые, попадал, что называется, в десятку. Вот и теперь Ю. Сухин выразил надежду на получение «надежного грузовика, который будет конкурировать со всеми мировыми автомобилестроителями». Уже есть потребность в автоперевозках мебели из Китая в Европу, за что сулят двойной морской тариф при условии доставки в течение месяца. На базе АСМАП при участии компаний связи и правоохранительных органов создается диспетчерская служба, которая обеспечит круглосуточное «ведение» автомобилей по желанию перевозчиков на маршруте, идет обкатка этой системы.

15 июня участники автопробега прибудут в Казань, а 16 июня в Набережные Челны.