Даёшь качественное топливо!

30 Мая 2007

Члены Совета НП ОАР на очередном заседании в Набережных Челнах обсудили проблемы реализации технического регламента «Об экологической безопасности автомобильной техники…», принятой в конце 2005 года.

Технический регламент предусматривает, в частности, обязательное введение в действие с начала 2008 года на всей территории РФ международных экологических стандартов «Евро-3» для автомобильной техники, производимой в стране и ввозимой в неё. Стандарты «Евро-4» начнут действовать с 2010 года. Сейчас в России приняты стандарты «Евро-2», а в развитых странах Европейского Союза уже «Евро-4». Наша страна вынуждена ускорить внедрение очередных уровней «Евро».

Речь идёт о совершенствовании моторостроения, производства топлива и горюче-смазочных материалов к автомобилям. Основная проблема экологизации российского автотранспорта заключается в несинхронности введения технических регламентов на автомобили (двигатели) и горючее. Без взаимосвязи этих двух составляющих дальнейшее продвижение «процессов «Евро» в России уже невозможно.

Председатель Совета ОАР, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил: «Все производители автомобильных двигателей России вложили немалые средства в разработку и освоение выпуска новых, более экологичных семейств и моделей автомобильных моторов. Мы готовы к началу серийного выпуска двигателей уровня «Евро-3». Но основная масса богатых предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли, располагающих солидными инвестиционными возможностями, не хочет вкладывать в развитие собственного производства высококачественного топлива и ГСМ».

Особенно большие потери от нерасторопности сырьевых гигантов несёт «КАМАЗ» – как инициатор и многолетний лидер экологизации российского грузового автомобилестроения. Вводя очередные поколения своих более экологичных двигателей ещё до принятия соответствующих законодательных решений и инвестируя в их развитие огромные средства, компания не получает от вложенных денег своевременную отдачу, достаточную для последующего продвижения «процесса «Евро».

По мнению Сергея Когогина, при нынешних темпах разработки соответствующих технических регламентов на бензины, дизельное топливо и ГСМ, их принятие и внедрение может затянуться до конца 2008 года. А отсутствие в стране высококачественного горючего может привести к выходу из строя техники экологического уровня «Евро-3».

В этой ситуации российские автопроизводители намерены законодательно ускорить установление взаимосвязи и баланса между экологизацией двигателей и топлива к ним.

По словам исполнительного директора ОАР Игоря Коровкина, технической регламентации качества топлива и ГСМ требуют и страны, ввозящие в Россию до 800 тысяч автомобилей и готовые поставлять машины с двигателями уровня «Евро-4». Имеется, по меньшей мере, два законодательных средства, подталкивающих производителей топлива к устранению прямых нарушений с их стороны прав потребителей автомобильной техники, Во-первых, это поощрение покупателей, стремящихся приобретать более дружественные к окружающей среде автомобили – например, путём снижения транспортного налога. Во-вторых, можно и нужно «выправить» акцизы на топливо таким образом, чтобы производство качественного и не содержащего серы горючего стало экономически выгодным.

Нельзя забывать и газовое направление развития моторостроения, давно уже оценённое и освоенное в ЕС, импортирующем этот энергоноситель.

Борьба за добротное топливо и ГСМ продолжается уже пятый год. Но успехи нашего автопрома в этом направлении пока скромны. На необходимый уровень качества, по словам Игоря Коровкина, вышел только «ЛУКойл». Но влияние этой компании на топливный рынок России пока чувствуется только на трассах «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Минск». Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «ЛУКойл» и ОАО «КАМАЗ» на 2007-2010 годы. Оно предусматривает поставки масел под брендом «ЛУКойл» для первой заливки автомобилей «КАМАЗ», а также включение этих масел в конструкторскую и технологическую документацию автозавода.

Ясно одно: решение «топливного вопроса» в стране не может более находиться в «мёртвой точке».