Итоги февраля

18 Марта 2005

В январе — феврале «КАМАЗ» не выполнил ряд показателей, предусмотренных финансовым и бизнес-планом компании на 2005 год.

Всего в феврале отгружено потребителям товарной продукции на 3 млрд. 204 млн. рублей. Изготовлено и реализовано 2249 грузовых и 3000 легковых автомобилей, 2529 двигателей и силовых агрегатов, запасных частей к ним на 559,4 млн. рублей, продукции диверсификации на 243 млн. рублей.

Отставание в целом с начала года пока не преодолено. Компания выпустила и реализовала на рынке товарной продукции на 5 млрд. 169 млн. рублей. Это составляет 84,1% к показателю бизнес-плана и 99,4% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах (далее проценты — в том же порядке, результаты — в сопоставимых ценах). Автопарк России и стран-импортёров камазовской продукции пополнился на 3463 грузовых (80,2% и 90,9%) и 5650 легковых автомобилей(100% и 99,1%). Суммарно — с учётом нужд собственного производства и как самостоятельный рыночный продукт — выпущено 4032 двигателя КАМАЗ (73,7% и 90,8%). Фирменная сервисная сеть, партнёры и потребители «КАМАЗа» получили запасных частей на сумму 924,8 млн. рублей (93,9% и 97,1%), объём продукции диверсификации за два месяца составил 425,5 млн. рублей (71% и 99,3).

Комментарий

Рынок грузовых автомобилей

До декабря 2004 года все автозаводы стран СНГ шли в рост. Наплыв нефтедолларов в страну и, как следствие, некоторое оживление инвестиционной активности позволило многим предприятиям, в том числе и «КАМАЗу», существенно перекрыть все производственные и финансовые показатели бизнес-плана. Ажиотажный спрос на ряд моделей камских грузовиков с двигателями экологического уровня «Евро-1» был зафиксирован летом 2004 года в ожидании предполагаемого перехода на более строгие и, естественно, «дорогие» стандарты «Евро-2». В конце 2004 года российские автомобилестроители стремились выполнить годовой план продаж и наращивали объемы производства. Фактическая же ёмкость российского рынка повсеместно была ниже объёмов выпуска. «Перегрев» рынка стал причиной реального снижения продаж в 4 квартале 2004 года и в январе 2005.

В феврале российские автопроизводители реализовали на внутреннем рынке 4470 автомобилей класса «КАМАЗ» что на 86,% больше, чем в январе 2004 года и на 28,5% ниже аналогичного периода прошлого года. Однако эта цифра лишь подчёркивает глубину падения в начале года. Январь 2005 года оказался самым критичным для ОАО «КАМАЗ»: Реализация автомобилей снизилась в 2 раза в сравнении с декабрем 2004года, поступление денежных средств достигло минимума за период с января 2004 года, значительно выросла дебиторская задолженность. Выравнивание ситуации по продажам на внутреннем рынке пришлось на февраль, однако финансовый результат по-прежнему отрицательный и составляет 1 миллиард рублей.

Низкий спрос и недостаток оборотных средств отрицательно сказываются на производственных и финансовых показателях всего российского автопрома. К отрицательным тенденциям аналитики компании относят такие факторы как удорожание автомобилей в связи с введением норм Евро-2, кризис в строительной отрасли, уменьшение эффективности лизинговых продаж из-за регулирования возмещения НДС по заемным средствам, курсовая политика ЦБ РФ и отсутствие реального противодействия экспансии иномарок на российский рынок. 2005 год обещает быть тяжелым.