«КАМАЗ» готовится к работе после кризиса

15 Июля 2009

На автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялось выездное совещание первых руководителей подразделений компании, организованное комитетом по развитию Производственной системы «КАМАЗ».

Внимательному изучению камазовских топ-менеджеров подверглись пять гемб — «реальных мест в производственном помещении, где выпускается продукция». Все они получили статус эталонного участка заводского или корпоративного уровня за последний год, то есть практически уже после начала мирового экономического кризиса: один из участков цеха картеров, цех мостов, цех сборки кабин и две линии главного сборочного конвейера (ГСК-1 и ГСК-2). Сейчас они по уровню организации производства и выполнению требований Производственной системы «КАМАЗ» вполне соответствуют установке руководства компании, озвученной в 2008 году: «Автомобильный завод — финишное производство и лицо „КАМАЗа“, он должен быть лучшим!» Для этого весь завод должен состоять только из эталонных участков.

Основное внимание при проверке было уделено результатам проведённых технических и организационных мероприятий и, прежде всего, человеческой составляющей процесса непрерывных улучшений (KVP) — вовлечённость персонала, работа KVP-групп, подача и реализация кайдзен-предложений. Всё увиденное и пояснения руководителей на местах позволили сделать вывод об их достаточно высоком уровне. Обратили внимание и на производственный и экономический эффект от внедрённых мероприятий. Важнейший показатель в этом смысле — такт выпуска продукции, который и определяет, в конечном счёте, производительность труда. На линиях немецкой компании КUКА, например, он составляет сейчас 242 секунды. Поставлена цель — добиться ритма в 144 секунды.

В цехе сборки кабин, лучшем подразделении автомобильного завода, набранные темпы уже сейчас позволяют уверенно смотреть в будущее: одна кабина сходит с конвейера за 220 секунд. Этого результата цех добился ещё в мае. Руководство цеха поставило перед коллективом новую задачу: в июле «сэкономить» ещё 10 секунд, то есть начать выпускать за час 17 кабин вместо нынешних 16, увеличив, соответственно, их количество за одну смену со 125 до 132. В этом заинтересованы и работники цеха. Система оплаты труда стимулирует увеличение производительности труда, поскольку при начислении заработной платы базой является не затраченное время, а объёмы и качество продукции. Можно работать в месяц на одну-две смены меньше, получая ту же зарплату.

На линиях ГСК при нынешних объёмах сборки машин ещё нет необходимости обеспечивать максимальный ритм производства. Такой, который при резком увеличении заказов позволял бы «КАМАЗу» сполна удовлетворить спрос и гарантировать компании присутствие и конкурентоспособность на всех рынках в посткризисное время. Кризис рано или поздно закончится, и автомобильный завод «КАМАЗа» готовится к этому уже сейчас. На самом финише камазовского цикла производства к намеченным целям будут идти постепенно, по мере возникновения необходимости. А цели таковы: на ГСК-1 — 425 секунд, на ГСК-2 — 325 секунд. Это при двухсменном режиме работы означает суммарный выпуск более 300 автомобилей в сутки.

В плане подготовки производства к выпуску новых «посткризисных» моделей грузовых автомобилей руководители заводов задали немало вопросов заместителю генерального директора ОАО «КАМАЗ» по развитию Иреку Гумерову. Были названы конкретные сроки выдачи Научно-техническим центром «КАМАЗа» конструкторских документаций по тем или иным компонентам автомобиля, технического и технологического обеспечения их освоения на производстве.