Орлята учатся летать

3 Января 2012

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из города Сан Рафаэль (Аргентина):

– На второй день гонки «Дакар» к сложностям, заготовленным организаторами, природа добавила спортсменам ещё одно тяжёлое испытание. Невыносимый зной, традиционный в это время года для восточной части Анд, стал серьёзной проверкой людей на прочность. 45 градусов жары и абсолютное безветрие. У многих журналистов в пресс-центре отказываются работать компьютеры. Чтобы не перегреться, стараешься ходить медленнее. Лишний раз подумаешь, а надо ли выходить куда-то из укрытия под солнце. Но суетиться всё-таки приходится. Хотя бы для того, чтобы до прибытия техничек команды на бивуак успеть огородить место для камазовского лагеря. К сожалению, организаторы не сдержали обещание, что в этом году у всех команд на каждом новом бивуаке будет заранее огороженный участок. Поэтому места получше (поближе к столовой, чтобы пыль не летела с дороги, чтобы не было рядом шумных соседей-мотоциклистов) достаются самым расторопным.

Большие расстояния в самом начале «Дакара» приводят в замешательство многих, в особенности, начинающих пилотов. Хотя замысел ASO понятен – новички, не готовые к супермарафону, должны отсеяться в самом начале маршрута. Между тем длиннейшие гонки с дистанциями 8000-9500 километров, разделённые на дневные этапы – это как раз южноамериканское изобретение. К примеру, уже в 1940 году была проведена гонка Gran Premio del Norte, трасса которой протянулась от Буэнос-Айреса до Лимы и обратно. В ней победил знаменитый аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио. Так что страсть латиноамерканцев к автоспорту закладывалась уже в те далёкие годы.

А вот если бы гонка проходила лет этак 200 назад, то на этапе «Санта Роза – Сан Рафаэль» гонщики вполне могли бы повстречаться с героями романа Жюля Верна, двигавшимися в поисках капитана Гранта вдоль 37-й параллели. А пока же их ждали каменистые предгорья Анд и серые пески пустыни Ниуиль. Жара и высоты до 2000 метров требовали аккуратного отношения к двигателю, а каменистые покрытия первой половины допа, движение по руслам рек заставляли внимательно следить за тем, чтобы не проколоть колёса.

По словам руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Семёна Якубова, сегодняшний этап, по сути, являлся тем, что обычно представляет из себя «Дакар». Весь набор трудностей, разнообразие спортивных и навигационных задач:

– Неудачный старт вчера был совершенно объясним, поскольку для молодых пилотов это был первый день и сосредоточиться так, как может сделать опытный пилот, который многократно участвует в «Дакаре», было трудно. Понятно, что волнение, ответственность, которая лежит на ребятах, давила на них тяжёлым грузом и им было очень непросто в первый же день понять ситуацию и решить, как себя вести. Как правило, на таких гонках первый день делается коротким, чтобы все могли что называется «вкатиться в гонку». Он был неудачным для нас, безусловно, но он хорош тем, что дал возможность сориентироваться. Разбор полётов вчера вечером был полезен для всех – и для экипажей, и для нас, поскольку обстановка стала совершенно понятной. Мы анализировали также показания приборов и датчиков, и полная картина вчерашнего дня была очевидна. Этот анализ был важен, в основном, для пилотов. Сегодня они продемонстрировали, что сделали соответствующие выводы и вынесли из вчерашних итогов пользу. Ничего особенного не произошло, всё, что мы вчера задумали и запланировали, сегодня сработало. В результате все 5 КАМАЗов в первой десятке. Конечно, это успех сегодняшнего дня. На конкурентов это произвело большое впечатление. Они проехали по-разному. Основные конкуренты – с хорошим временем. Ну, а мы довольны нашими молодыми пилотами.

«Дакар» есть «Дакар». Не всем сегодня повезло, в том числе и некоторым из наших прямых конкурентов. Ситуация будет меняться, но мы видим, что сделали правильный шаг, что посвятили молодёжь в азы «Дакара» без какой-то подстраховки со стороны наших опытных пилотов. Сегодняшний день наглядно показал правильность этого решения, ответственность, которую мы возложили на наших пилотов, сделала своё дело. Именно это чувство ответственности перед командой за результат сыграло свою роль.

Впереди ещё 12 дней. Всё может быть, но каким бы ни был результат «Дакара-2012», сегодняшний день показал, что вне зависимости от этого будущее команды очевидно.