Постскриптум «Дакара»

23 Января 2004

Третий раз подряд новый календарный год начинается с очень приятного для «КАМАЗа» и его многочисленных деловых партнеров во всех регионах России и за рубежом известия: "Команда автогонщиков «КАМАЗ-мастер» одержала убедительную победу на самом престижном и представительном международном ралли-рейде года «Телефоника-Дакар-2004». 

В этом году она была особенно яркой. Эта победа ценна еще и тем, что трасса внедорожного марафона в этот раз оказалась самой сложной в 26-летней истории проведения этих гонок. И самой представительной: во Франции старт приняли 58 грузовиков, созданных ведущими автомобильными компаниями мира. Тем не менее, все три камазовских экипажа и подготовленные на автозаводе спортивные внедорожники КАМАЗ-4911 вошли в число лучших на «Дакаре».

Экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды Семена Якубова, механика Сергея Савостина возглавил гонку в своем классе, как только караван из четырехсот мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей ступил на африканскую землю, и держал первенство до самой столицы Сенегала.

Особенно острым было соперничество наших мастеров с двумя экипажами на голландских грузовиках «ДАФ», которых вели отец и сын де Рой из Бельгии. Вся Европа провожала их на «Дакар» как будущих победителей. Десятки фирм, ведущих производителей автомобильных компонентов на Западе, специально для гоночных «ДАФов» разработали узлы и агрегаты с повышенными характеристиками. В распоряжении бельгийцев оказались самые мощные и в то же время самые легкие на этом ралли грузовики. Их продвижение к столице Сенегала обеспечивали лучшие специалисты и такие мощные спонсоры спорта, как, например, табачная компания «Голуаз». 

Другой боевой экипаж в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Джамиля Камалова, как и в прошлые годы, выполняя общекомандную тактическую установку, вначале атаковал своих соперников на «ДАФах», «Татрах» и других известных моделях мировых производителей «с тыла». Но затем камазовцы уверенно вышли на второе место среди грузовиков и удержали его до берега Розового озера в Дакаре. Многоопытная команда на чешских «Татрах» во главе с шестикратным победителем «Дакара» Лопраизом на этот раз избрала очень осторожную тактику и попыталась «отсидеться» за спинами российских и бельгийских гонщиков в их очном споре. Но уже к середине марафона выявилась полная несостоятельность подобного поведения на «Дакаре», а последовавшая затем попытка «нажать на газ» привела чешских раллистов к незапланированным поломкам своих машин на трассе и потере всех шансов на успех.

Предполагая, что гонка будет невероятно сложной, третьему экипажу в составе Ильгизара Мардеева, Сергея Гири и Эдуарда Куприянова заранее была отведена роль «машины скорой помощи» на трассе ралли — ребята просто должны были доехать до финиша. Однако три великолепно подготовленных к гонке КАМАЗа показали себя на этом «Дакаре» столь надежными и быстроходными машинами, что этой самой «санитарной» работы было немного. Боевые экипажи, идущие на результат, справлялись с проблемами, неизбежными на изматывающих трассах этого африканского марафона, в основном самостоятельно. Это позволило камазовцам подняться в итоге на четвертое место в своем классе, опередив при этом «Татры», «МАНы», «Мерседесы», «Хино» и других, оставив позади 34 автомобиля из 38 уцелевших к концу гонки. При этом наши гонщики иногда даже брали на буксир легковые автомобили западных фирм, безнадежно застрявшие в зыбучих песках Сахары. 

Общую победу ковали также экипаж машины технической помощи в составе Николая Страхова, Наиля Багаветдинова, Сергея Никитина и группа механиков — Михаил Мясоедов, Рафаэль Ильясов, Андрей Запольских, Владимир Голуб.

У «КАМАЗа» и его автогонщиков вновь нашлись свои, более веские аргументы для достижения конечного успеха: удалось соединить достоинства новых конструкторских разработок «КАМАЗа» на самом современном уровне с человеческим фактором — несгибаемым характером, волей к победе и грамотной тактикой на трассах ралли. Лучшие в мире автомобили и автогонщики по-прежнему рождаются в России, Татарстане, Набережных Челнах — на «КАМАЗе».