Президент РФ: «Нам не нужно завидовать южнокорейцам»

25 Октября 2006

Одним из десяти городов, чьи жители могли сегодня задавать Президенту РФ Владимиру Путину свои вопросы, были Набережные Челны. На «КАМАЗе» работал корреспондент телеканала «Россия» Илья Канавин. Предлагаем вашему вниманию «камазовскую» выдержку из общероссийской «прямой линии».

КАНАВИН И.:

- Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Это город, который был построен вместе с автозаводом, для автозавода. Мы на «КАМАЗе», прямо перед главным сборочным конвейером. Здесь машины, в том числе, пожалуй, лучший грузовик в мире — грузовик команды «КАМАЗ-мастер», которая выиграла ралли «Париж-Дакар», и сделала она это в седьмой раз. Эта машина, Владимир Владимирович, Вам наверняка знакома — Вы сидели за рулем этого «болида».

Естественно, думаю, что первый вопрос будет об автомобилях. Было бы странно, если бы это было не так.

КАРАБЦЕВ. В. С.:

- Я Карабцев Владимир Сергеевич. На «КАМАЗе» работаю 25 лет. Мне очень обидно, что в наши дни Южная Корея чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира. А дело в том, что у них существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых, собранных, автомобилей. У них разрешена только сборка. Что же касается России, то к нам и ввозятся, и продаются, как правило, подержанные автомобили, которые уже непригодны для эксплуатации в Европе. В связи с этим у меня возникает такой вопрос. Не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?

Спасибо за ответ.

ПУТИН. В. В.:

- Владимир Сергеевич, хорошо, что Ваш вопрос прозвучал в эфире, потому что ведь в нашей стране достаточно много людей, которые возражают против принятия заградительных мер по завозу в Россию автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных. Для значительной части нашего населения, которая хочет пользоваться автомобильным транспортом, в нашей стране, также как и во многих других индустриально развитых странах, машина это не роскошь, а средство передвижения, и все больше и больше мы в этом убеждаемся. Но вопрос в том, как организовать свое собственное производство? И здесь, я думаю, нам не нужно завидовать южнокорейцам — нужно просто проводить внятную политику развития автомобильного производства внутри страны. И я должен сказать, что доволен в целом — есть, конечно, и сбои, — но в целом я доволен той линией, которая сейчас выбрана Правительством по этому направлению.

Что, собственно говоря, делается? Правительство ограничило, и Вы знаете об этом, завоз автомобилей, подержанных автомобилей определенного срока. Но полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать возможность гражданам все-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить, то есть исходить из покупательной способности. Но в то же время приняты решения, согласно которым — и производители автомобильной техники за рубежом знают об этом, — что эти пошлины будут дальше повышаться, и им выгоднее стало переносить производство на нашу территорию, производить здесь, в России.

Сейчас у нас объявили о начале работы на российском рынке по сборке автомобилей 15 крупнейших мировых компаний. Но это не просто автомобильная сборка. Хочу обратить на это и Ваше внимание, и внимание всех других людей, которые интересуются этой проблематикой: Правительство обуславливает в этих договорах определенные вещи. Какие? Они специалистами называются локализацией либо уровнем локализации, другими словами это значит, что по мере производства и сборки автотранспорта в России часть узлов, агрегатов, деталей должна производиться в самой Российской Федерации, на наших предприятиях. Как правило, в этих контрактах оговаривается, что уровень локализации должен быть не менее 50 процентов, то есть предусматривается выход на этот уровень к определенному году. По факту, я думаю, будет больше 50 процентов, поскольку наша экономика станет такой, что до 70 процентов комплектующих выгоднее будет производить в России. А это, согласитесь, уже очень серьезно, потому что это будет повышать и технологический уровень, и культуру производства и так далее. Это один путь развития автопрома.

Другой путь, по которому идут некоторые наши национальные компании. Они приобретают лицензии на производство, и уже тогда центр принятия решений, философия развития той или иной машины будет находиться у нас в России. Если в первом случае мы развиваем производство, а политика развития, конечно же, остается в иностранных государствах, в иностранных компаниях, то во втором случае при приобретении лицензии на отдельные виды машин и производство у нас, и политика развития — тоже. Вот по этим двум путям мы и будем двигаться. Рассчитываю, что мы через несколько лет выйдем на уровень выпуска двух миллионов автомобилей в год. И это будет хороший показатель, который позволит обеспечить растущие потребности нашего населения.