Присядем на дорожку!

30 Декабря 2009

В ночь с 1 на 2 января в Буэнос-Айресе стартует 32-й внедорожный ралли-рейд «Дакар».

Среди лучших на планете грузовиков, которые отправятся в марафонский путь по территории двух латиноамериканских стран – Аргентины и Чили, будут и три КАМАЗа. Их поведут экипажи в составе Фирдауса Кабирова – Айдара Беляева – Андрея Мокеева, Владимира Чагина – Сергея Савостина – Эдуарда Николаева, Ильгизара Мардеева – Вячеслава Мизюкаева – Андрея Каргинова.

Караван «Дакара» на этот раз изрядно поредел. Вторая волна экономического кризиса в Европе «вымыла» из списков ралли немало опытных гонщиков и признанных фаворитов. Компании-спонсоры существенно урезали «дакаровские» статьи своих бюджетов. Гоночная команда немецкого производителя грузовиков MAN вообще расформирована, и поэтому её ведущий экипаж во главе с пилотом Хансом Стейси не примет участия в «Дакаре-2010». Фирма ограничится технической поддержкой в гонке тех любителей, которые участвуют самостоятельно на её машинах.

Но дело, конечно, не только в кризисе. Очевидно, автомобильная Европа сознательно форсирует процесс возвращения «Дакара» на привычный африканский континент. Это может произойти уже через год, на «Дакаре-2011». И тогда, при невозможности обеспечить безопасность участников в Мавритании, логичной выглядела бы трасса по благополучным в этом отношении странам – Тунису, Ливии и Египту. Кроме того, здесь были бы более понятны расходы на гонку и доходы от неё в случае успешного выступления. Но есть риск, причём, немалый: добровольно взятый перерыв может дорого обойтись ведущим «конюшням» при формирования и подготовке новой команды. Да и в соревновательном плане «Дакар» пока ещё нечем заменить. Некоторым командам и их спонсорам наверняка придётся затратить немало времени и средств, чтобы вернуть свои позиции.

Всё это впереди. А пока нас ждёт «Дакар-2010». На нём не выступит и голландец Герардус де Рой, выступающий за команду IVECO и ещё не успевший залечить травму, полученную на ралли «Шёлковый путь-2009». Место за рулём его грузовика займёт француз Жозеф Адюа, ранее не входивший в число топ-гонщиков «Дакара».

Отсутствие нескольких основных соперников не может расслабить опытнейшую и всё повидавшую команду «КАМАЗ-мастер» с её 20-летним стажем участия в гонках. Об этом говорил и руководитель команды Семён Якубов на пресс-конференции в Москве перед вылетом в Аргентину. Нет смысла ожидать, что гонка будет какой-то «облегчённой». Свято место на «Дакарах» никогда ещё не пустовало! И вряд ли это случится в будущем…

К примеру, потери в стане своих соперников вдохновили чешского гонщика Алеша Лопраиса, едущего на грузовике Tatra, и на «Дакаре-2010» послужат для него сигналом к решительным действиям. Во всяком случае, племянник знаменитого Карела Лопраиса высказывается о своих шансах оптимистично.

Вполне может случиться, что «выстрелит» кто-то из числа так называемых середняков и даже новичков, как это уже бывало не раз. Напомним, что тот же Ханс Стейси, один из двух иностранных гонщиков, сумевших отнять в ХХI веке первенство на «Дакарах» у камазовцев (в 2007 году, в 2001 году выиграл Карел Лопраис), впервые сел за баранку грузовика только за 3 года до этого. Многие из бывалых асов, давно не ступавших на итоговые подиумы, также способны «тряхнуть стариной». Например, бразилец Андре де Азеведо на Tatra или Сугавара с сыном – на Hino.

Круговая трасса новой редакции «Дакара» общей протяжённостью 9030 км со стартом и финишем в Буэнос-Айресе, разбитая на 15 этапов, отнюдь не легче той, что гонщики опробовали год назад. Здесь возможны любые неожиданности. В прошлом году организаторам пришлось существенно облегчать прохождение отдельных отрезков пути. На это раз трасса проложена в обратном направлении – против часовой стрелки. Это позволит железному каравану быстрее достичь чилийской пустыни Атакама и дольше «вспахивать» её непролазные пески с огромными барханами. Путешествие до экваториального городка Икике (20-й градус южной широты) и обратно, причём, в самый разгар тропического лета, езда по безжизненным просторам, где годами не выпадает ни капли дождя, сулит экипажам и их технике небывалые испытания. Само преодоление такой трассы – уже подвиг!

Впрочем, у любителей автомобильного спорта России есть основания быть уверенными, что ни один из возможных и невозможных сценариев развития гонки не застанет команду «КАМАЗ-мастер» врасплох. Кроме того, как и в прошлые годы, ребята будут чувствовать поддержку миллионов соотечественников. А этот «эксклюзив» в экстремальных видах спорта дорогого стоит. Пожелаем нашим спортсменам счастливого пути!