Северяне предпочитают капотник

12 Апреля 2004

Главный конструктор по автомобилям КАМАЗ Анатолий Жабин о КАМАЗе-4355:

- Анатолий Николаевич, эта непривычного для КАМАЗа вида машина в прошлом году была представлена в Москве на международном автосалоне как новинка компании. Затем наступило затишье …

- Ну, затишья никакого не было. Конструкторы и технологи продолжали заниматься новой машиной. Напомню, что более двух лет назад мы спроектировали данную модификацию на базе популярной машины КАМАЗ-43118. Толчком к чему стало пожелание одного из потребителей продукции компании увидеть капотный вариант нашей машины. А мы обязаны реагировать на запросы настоящих и потенциальных наших клиентов. В мировой практике автомобилестроения такое встречается нередко. Большинство фирм, по желанию заказчика, изготавливают и капотный, и бескапотный варианты своей продукции. Так, например, капотные кабины седельных тягачей наиболее популярны в Америке, а в Европе отдают предпочтение в том же классе техники бескапотному исполнению. Здесь, как говорится, дело вкуса, менталитета заказчика. Хотя во всем мире бескапотные кабины принято считать более современными. 

И российские водители в этом плане не исключение. Но, например, в северных регионах предпочитают капотные машины. Вызвано это тем, что в условиях сильных морозов водителю не всегда удобно опрокидывать всю кабину, чтобы добраться до двигателя — проще поднять капот.

- Первыми заказчиками капотных КАМАЗов стали автопредприятия северных районов России?

 — Да, это предприятия Урала и Сибири, в том числе и нефтегазодобывающие фирмы.

В течение нескольких месяцев планируется собрать первую опытно-промышленную партию машин. Мне не хотелось бы называть их конкретное количество. Оно будет уточняться в зависимости от многих факторов, в том числе и от результатов испытания первой машины.

Один образец капотного КАМАЗа уже около полугода находится в эксплуатации на Посевнинском машиностроительном заводе Новосибирской области. Он оснащен как противопожарный автомобиль. Пока от этого потребителя поступают только положительные отзывы о нашей новой разработке.

Мы хотим собрать максимальную информацию об автомобиле КАМАЗ-4355 от всех эксплуатационников. Для этого мы намерены активно работать со всеми автохозяйствами, которым поставим машины опытно-промышленной партии. И к концу 2004 года собираемся подготовить всю техническую документацию к данному автомобилю. Это будет полный комплекс опытно-конструкторских работ.

- Анатолий Николаевич, какие, на ваш взгляд, у капотника слабые места?

- Это должны выявить испытания данного автомобиля. Отмечу лишь, что все технические характеристики базовой модели здесь сохранены — двигатель класса «Евро-2» обладает мощностью 260 л.с., грузоподъемность машины 10 тонн, все три моста ведущие и т.д. Но в капотном варианте проведена перекомпоновка двигателя вперед, а кабины — чуть назад. При разработке капота мы стремились к тому, чтобы двигатель был максимально доступен для обслуживания. Поэтому весь капот представляет собой единую деталь, без боковин. Ее проектирование было самым сложным и длительным процессом при разработке данной модификации — в результате мы получили интегральную поверхность. К ней же были разработаны специальные закрепляющие устройства, рама в передней части стала более жесткой, изменилась конструкция кабины, а нижний пояс был спроектирован и изготовлен только для нового КАМАЗа. Необходимо отметить также, что капот и нижний пояс — пластмассовые детали.

- Где их изготовили?

- Для первых машин капот и бампер были заказаны на одном из казанских заводов, который имеет опыт и практику производства таких сложных деталей. Для первой опытно-промышленной партии, полагаю, воспользуемся услугами того же производителя.

- Много ли оригинальных деталей и узлов у этой машины, каких нет (или они существенно отличаются) в серийных автомобилях КАМАЗ?

- Их немного, но они есть. Например, здесь оригинальные системы подачи топлива к двигателю, питания воздухом и т.д. Но, подчеркиваю, конструкционно автомобиль еще не дорос до уровня серийного. Чтобы ликвидировать это отставание, мы и намерены собрать опытную партию таких машин, чтобы на практике выявить и увидеть воочию все технические недостатки. Кстати, есть в этом и прагматический замысел — важно, чтобы как можно большее число водителей и хозяйственников пригляделись к нашей новой и, на мой взгляд, перспективной разработке.

- Как вы думаете — будет новая продукция востребована рынком?

- Ею уже интересуются отечественные потребители. Покупатели у капотного варианта КАМАЗа, я уверен, будут.