В штатном режиме

3 Января 2010

Три боевых экипажа на грузовиках КАМАЗ вошли в четвёрку лучших на первом скоростном участке внедорожного ралли-рейда «Дакар 2010», а победу на этапе одержал экипаж Владимира Чагина.

Первый этап «Буэнос-Айрес – Колон – Кордоба», общая протяжённость для грузовиков – 1001 км (317+684), длина специального участка – 199 км.

Первую часть сдвоенного стартового этапа гонки длиной 317 км, без соревнования на скорость, караван ралли проехал накануне, вечером 1 января. После непродолжительной ночёвки на бивуаке города Колон гонщики снова двинулись в путь. Первый из них, победитель «Дакара 2009» испанский мотоциклист Марк Кома нажал на педаль газа своего KTM уже в половине пятого утра по местному времени (временная разница между Буэнос-Айресом и Москвой – 6 часов). За ним поочерёдно, в соответствии с табелью о рангах, последовали его соперники.

Приключения на марафонском ралли начались с первых же километров. Канадцу Дональду Хаттону пришлось возвращаться назад, потому что он, проехав уже 75 км, обнаружил, что забыл свой «пропуск», то есть карточку участника ралли, на бивуаке в Колоне. Однако всё обошлось, и мотоциклист, увеличив после «повторного старта» скорость своего железного друга, вовремя успел к началу специального участка. На этом 400-километровом перегоне случилась и первая на «Дакаре 2010» серьёзная неисправность техники: стартовавший восьмым голландец Франс Верховен затратил на ремонт своего мотоцикла BMW столько времени, что опоздал на старт «специаля» на 40 минут.

Ещё при разработке трассы «Дакара 2010» организаторы предусмотрели на специальных участках первых двух «трамвайных» этапов ралли возможность максимального «развода» отдельных классов техники и потенциальных лидеров внутри них по времени старта. Мотоциклы и квадроциклы «разошлись» с автомобилями и грузовиками также и по маршруту. По сути, на этих этапах определены совершенно разные трассы для мото- и автотехники. Зато удалось избежать ситуации, когда лидеры одного класса могли «уткнуться» в большую группу аутсайдеров другого. В таких условиях обычно легче догонять, чем идти в лидерах. Это обстоятельство отразилось и на результатах этапа во всех классах гоночной техники.

Длина «специаля» для мотоциклов и квадроциклов оказалась на 32 км короче. Однако утром 2 января пришлось урезать скоростную дистанцию ещё на 52 км – причём, для всех классов, увеличив, соответственно, льезон. Накануне в этих местах, вдоль и поперёк пересекаемых реками и речушками, прошли проливные дожди, и после такого «всеаргентинского потопа» некоторые броды оказались непроходимыми.

После увлекательной борьбы француз Давид Кастё, обладатель «бронзы» 2009 года, на своём мотоцикле Sherco принёс одноимённой фирме, дебютанту этой гонки, первую победу на «Дакаре». Но его соотечественник, прошлогодний вице-чемпион Сирил Депре и испанец Марк Кома (оба – на KTM) уступили ему лишь несколько секунд.

Точно такой же «переворот» в стане трёх призёров «Дакара 2009» произошёл и в классе квадроциклов. Все они оказались на подиуме этапа, но выше всех там встал поляк Рафал Соник, опередивший аргентинца Маркоса Патронелли и чеха Йозефа Махачека.

«Битва титанов» в классе легковых автомобилей – экипажей на BMW и Volkswagen, развернувшаяся на первом этапе, принесла локально-психологическую победу баварскому автогиганту. Экипажи испанца Хуан «Нани» Ромы и француза Стефана Петранселя взяли первое и третье место, а дуэты на «народных автомобилях» модели Race Touareg 2 во главе с испанцем Карлосом Сайнсом, катарцем Насером Аль-Аттия и гонщиком из ЮАР Жиниелем де Вильерсом заняли, соответственно, второе, четвёртое и пятое места.

Когда на первый скоростной отрезок «Дакара 2010» рванулся КАМАЗ Фирдауса Кабирова, которому, как победителю прошлогоднего марафона, предстояло проторять путь для грузовиков, в центральноевропейской части России было уже почти 9 часов вечера. Стартовый отрезок длиной в 23 км выиграл экипаж Владимира Чагина, который, по наработанной годами тактике, не даёт свободно дышать своим соперникам с первых же километров любой гонки. За что, наверное, он и прозван своими соперниками «Царём «Дакара». Полминуты уступил ему экипаж Фирдауса Кабирова, традиционно отрабатывающий более спокойную версию командной и личной победы. Между двумя КАМАЗами устроились чешские машины Tatra и LIAZ, ведомые Алешом Лопраисом и Мартином Мациком, а также GINAF голландца Вульферта ван Гинкеля. Обзорно-контролирующую позицию на седьмом месте занял экипаж «быстрой технички» команды «КАМАЗ-мастер» во главе с пилотом Ильгизаром Мардеевым.

Темп, предложенный «Царём», лидировавшим в течение всего этапа и одержавшем в нём победу, до конца выдержал только 28-летний племянник знаменитого Карела Лопраиса, который в своём «заявочном» интервью к «Дакару 2010» сказал, что будет атаковать КАМАЗы с первого до последнего этапа, хотя и понимает, как это рискованно. На старте марафонского ралли с помощью такой тактики чех добился второго места, отпустив камазовцев на 27 секунд. На втором этапе по маршруту «Кордоба – Ла Риоха» непосредственно за его спиной будет ехать сам Фирдаус Кабиров. А это всегда предвещает интересную борьбу и нелёгкую жизнь для преследуемого.

Когда на трассе «специаля» создалась удобная ситуация, начал своё ускорение и КАМАЗ Ильгизара Мардеева, что вывело его экипаж на четвёртое место и даже позволило опередить нескольких «премьеров» из команд-соперниц.

Результаты 1 этапа

Поз. Экипаж Грузовик Результат Отставание
1 501 Чагин Владимир (Россия)
Савостин Сергей (Россия)
Николаев Эдуард (Россия)
КАМАЗ 02:35:47 00:00:00
2 502 Алеш Лопраис (Чехия)
Милан Холань (Чехия)
Ярослав Мишкольци (Словакия)
ТАТРА 02:36:14 00:00:27
3 500 Фирдаус Kабиров (Россия)
Айдар Беляев (Россия)
Андрей Mокеев (Россия)
КАМАЗ 02:39:47 00:04:00
4 505 Ильгизар Mардеев (Россия)
Вячеслав Мизюкаев (Россия)
Андрей Kаргинов (Россия)
КАМАЗ 02:45:37 00:09:50
5 506 Мартин Мацик (Чехия)
Йозеф Калина (Чехия)
Ян Бервиц (Чехия)
ЛИАЗ 02:46:46 00:10:59