Внедорожные уроки ралли…

13 Сентября 2009

Восьмой, предпоследний этап международного ралли-рейда «Шёлковый путь 2009» раскрыл раллийный смысл и содержание нескольких старинных изречений и обоснованность давних дакаровских примет.

«Балканабад – Туркменбаши», общая протяжённость трассы – 514 км, длина спецучастка – 360 км.

Этап изначально планировалось провести из Балканабада до Дарвазы. При изменении курса организаторы ралли «позаимствовали» часть спецучастка седьмого этапа длиной 161 км. Этот отрезок пути, пройденный накануне, следовало исколесить по той же трассе, но в обратном направлении. А последние 52 км скоростного участка уже проходили по трассе шестого этапа.

Повторение – мать учения. На этапах серии «Дакар» такого ещё не бывало. Были различные круговые маршруты, «крюки», «петли» и «восьмёрки» вокруг одних и тех же населённых пунктов, но прежняя трасса при этом всегда оставалась в стороне. Это новшество предоставило опытным гонщикам возможность показать быструю езду и более уверенную навигацию. Так в основном оно и получилось. Плотность результатов, показанных ведущими экипажами в классе грузовиков, говорит именно об этом. При этом никто не испытывал недостатка мотивации: новые победители проехали этап практически в том же темпе, что и их предшественники на седьмом этапе. А вот в классе легковых автомобилей без сюрпризов не обошлось. За 77 километров до финиша специального участка Насер Аль-Аттия потерял своё место лидера в общем зачёте. При переходе через пересохшее русло реки его Race Touareg угодил в большую яму и перевернулся. Экипаж не пострадал.

Это место было отмечено в дорожной книге как «опасность №2». Недооценка этого указания стоила очень дорого: повредилась задняя часть автомобиля, сломалось переднее левое колесо, сильно пострадало и шасси. Экипаж и подоспевшие механики команды Volkswagen не смогли отремонтировать машину в полевых условиях так, чтобы она «на своих оставшихся трёх» и по намеченной трассе смогла дойти до финиша. Трёхчасовой штраф отбросил очень уверенного в себе, судя по его прежним интервью, катарца, рискованная манера езды которого уже подвергалась критике, на девятое место в общем зачёте. Не говори «гоп»...

Свято место пусто не бывает. Зачёт возглавил испанец Карлос Сайнц, за ним расположились его товарищи по команде Марк Миллер и Жиниель де Вильерс. Освободившееся в результате схода Насера Аль-Аттия четвёртое место занял российский экипаж в составе Руслана Мисикова и Константина Жильцова, а на пятое переместился другой отечественный экипаж – Илья Кузнецов и Андрей Нешин. Между прочим, оба российских экипажа ехали на этом ралли без излишнего, необоснованного риска, строго в соответствии с возможностями своей техники и уровнем собственного мастерства на сегодня. И сверхамбициозные, не в меру горячие соперники, рвавшие и метавшие по ходу гонки всё и вся, остались далеко позади. Терпение и труд всё перетрут!

Возможно, этап до Туркменбаши останется одним из показательных уроков в истории ралли-рейдов. Таким, как «Дакар 2003», когда на предпоследнем этапе знаменитый французский гонщик Стефан Петрансель проиграл гонку из-за того, что налетел на камень в Египте. Или таким, как «Дакар 2009», когда на 13-ом этапе Карлос Сайнц был вынужден закончить гонку из-за того, что его автомобиль «улетел» в аргентинский овраг.

Удивительные случаи на решающих этапах бывали и раньше. Один из них, помнится, привёл немку Юту Кляйншмидт, занимавшую до последнего длинного этапа только третье место, к единственной на «Дакарах» женской победе: два мужских экипажа-лидера в очном соперничестве «уничтожили» друг друга и тем самым уступили место даме. А разве можно забыть тот пятикилометровый финальный спецучасток по песчаному пляжу на ралли «Дакар – Каир», когда Фирдаус Кабиров отыграл у бразильца Андре де Азеведо проигранные ранее 30 секунд и, прибавив к ним ещё пять секунд, добыл себе и команде «бронзу» – вдобавок к «золоту» Владимира Чагина?! Гонка заканчивается только после пересечения финишной черты…

А как вёл себя экипаж Фирдауса Кабирова, лидер грузового зачёта? Об этом на бивуаке в Туркменбаши рассказал сам пилот: «Сегодня состоялся решающий этап гонки. Многие участники ожидали, что он будет более щадящим. Но организаторы остались верны духу «Дакара». Этап был полноценный – как по сложности, так и по протяжённости. Основная трудность – жара. Впервые начал греться двигатель на песке, людям также было сложно перенести столь высокие температуры.

Нашей основной задачей на сегодня было минимизировать риск и максимизировать концентрацию, довезти автомобиль до финиша в целости и сохранности. Мы понимали, что только поломка может реально повлиять на результат гонки. В голосе моего штурмана также чувствовалась ответственность. Там, где многие экипажи совершили навигационную ошибку, мы проехали без каких-либо проблем.

Позже нас догнал Алеш Лопраис. Но я особо не нервничал, так как чувствовал, что он едет в моём темпе и не собирается меня обгонять. Задача не проиграть ближайшим преследователям также была выполнена, нам даже удалось увеличить разрыв».

Завтра экипажам останется проехать небольшой спецучасток, затем гонщиков ожидает длинная дорожная связка до Ашхабада, где и состоится церемония награждения.

Результаты восьмого этапа

Поз. Фамилия Марка Время Разница
1 Алеш Лопраис (Чехия)  
Ярослав Мишкольци (Словакия)  
Милан Холань (Чехия)
TATRA 04:04:21 00:00:00
2 Эдуард Николаев (Россия)  
Вячеслав Мизюкаев (Россия)  
Айрат Исрафилов (Россия)
KAMAЗ 04:04:46 00:00:25
3 Фирдаус Kабиров (Россия)  
Андрей Mокеев (Россия)  
Анатолий Tанин (Россия)
KAMAЗ 04:05:34 00:01:13
4 Владимир Чагин (Россия)  
Сергей Савостин (Россия)  
Ильдар Шайсултанов (Россия)
KAMAЗ 04:13:15 00:08:54
6 Ильгизар Mардеев (Россия)  
Станислав Погожих (Россия)  
Андрей Kаргинов (Россия)
KAMAЗ 04:20:38 00:16:17
12 Айрат Мардеев (Россия)

Роберт Аматыч (Россия)

Игорь Девяткин (Россия)

KAMAЗ 05:17:30 01:13:09
13 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)

Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)

Сергей Ермолин (Туркменистан)

KAMAЗ 05:34:11 01:29:50

Классификация после восьми этапов

Поз. Фамилия Марка Время Разница
1 Фирдаус Kабиров (Россия)  
Андрей Mокеев (Россия)  
Анатолий Tанин (Россия)
KAMAЗ 28:13:52 00:00:00
2 Герардус де Рой (Нидерланды)  
Том Колсул (Бельгия)  
Дарек Родевальд (Польша)
IVECO 29:16:17 01:02:25
3 Алеш Лопраис (Чехия)  
Ярослав Мишкольци (Словакия)  
Милан Холань (Чехия)
TATRA 29:56:12 01:42:20
4 Эдуард Николаев (Россия)  
Вячеслав Мизюкаев (Россия)  
Айрат Исрафилов (Россия)
KAMAЗ 30:11:34 01:57:42
5 Ильгизар Mардеев (Россия)  
Станислав Погожих (Россия)  
Андрей Kаргинов (Россия)
KAMAЗ 30:33:09 02:19:17
6 Владимир Чагин (Россия)  
Сергей Савостин (Россия)  
Ильдар Шайсултанов (Россия)
KAMAЗ 30:46:06 02:32:14
11 Курбанберды Данаторов (Туркменистан)

Рафаэль Гайнуллин (Туркменистан)

Сергей Ермолин (Туркменистан)

KAMAЗ 39:22:49 11:08:57
13 Айрат Мардеев (Россия)

Роберт Аматыч (Россия)

Игорь Девяткин (Россия)

KAMAЗ 49:19:38* 21:05:46*

* с учетом 6-часового штрафа